3.4.19

Новые требования ФСТЭК по сертификации еще больше сужают рынок средств защиты

Вчера на сайте ФСТЭК было опубликовано информационное сообщение об утверждении требований по безопасности информации, устанавливающие уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий. Данный документ вступает в силу с 1-го июня 2019 года и приходит на смену РД на  НДВ, который по сути прекращает свое действие. Новые требования по доверию, о которых ФСТЭК говорила уже давно, являются обязательными для всех разработчиков средств защиты и заявителей на сертификацию ФСТЭК. Уже становится традицией, что этот документ, а также идущая с ним в паре методика выявления уязвимостей и недекларированных возможностей, носят пометку "для служебного пользования" и широкому кругу лиц недоступны.


Меня в этом информационном сообщении заинтересовал только один пункт, а именно следующий: "Разработчикам и производителям сертифицированных средств защиты информации рекомендуется с привлечением испытательных лабораторий провести оценку соответствия средств защиты информации Требованиям к уровням доверия и представить результаты в ФСТЭК России для переоформления соответствующих сертификатов соответствия. Действие сертификатов соответствия средств защиты информации, в отношении которых указанная оценка соответствия не будет проведена до 1 января 2020 г. на основании пункта 83 Положения о сертификации средств защиты информации, утвержденного приказом ФСТЭК России от 3 апреля 2018 г. N 55, может быть приостановлено" (выделение мое).

Если читать этот абзац буквально, то все действующие сертификаты должны быть пересмотрены до 1-го января следующего года (вот у испытательных лабораторий работки-то подвалит) и в них должны появиться приписки по поводу соответствия требованиям по доверию. Не хочется быть гонцом с плохими вестями, но подозреваю, что не все разработчики, особенно зарубежные, смогут пройти проверку даже на 6-й уровень доверия, что означает для некоторых разработчиков, что их попросят "выйти вон" с рынка. И все в рамках абсолютно законной процедуры, направленной на повышение национальной безопасности.


Надо заметить, что после фактического запрета на сертификацию решений с облачной Threat Intelligence (а куда сейчас без нее) многие применяемые в России продукты и так были несертифицируемы, но новый посыл регулятора недвусмысленно дает понять взятый курс. Отсюда простой вывод (как мне кажется) - коммерческим компаниям надо прекратить заморачиваться вопросом с сертификацией по требованиям безопасности (на безопасность это не влияет никак, а ограничивает очень сильно), а государственным органам можно только посочувствовать - возможности выбора ими средств защиты станут с одной стороны проще (продуктов останется совсем мало), а с другой стороны сложнее (конкуренция падает, а за ней и качество).

ЗЫ. Но есть и хорошие новости. Но после обеда :-)

1 коммент.:

Target комментирует...

... и поэтому в очередной раз возникают вопросы:
Какие документы должен разработать оператор негосударственной ИСПДн или субъект КИИ, и как должен быть выстроен процесс оценки соответствия средств защиты информации или в целом ИС/ОКИИ в форме "приемка в эксплуатацию"? Это не сертификация, и не "испытание". Тогда что? Проверить в технической документации наличие механизмов защиты, обеспечивающих выполнение установленных мер защиты и составить Акт ввода в эксплуатацию с указанием соответствия системы требованиям по безопасности какого-то уровня или класса защищенности (значимости)? Существуют НПА регулирующие этот процесс?