21.5.18

Новые форматы донесения важности ИБ до неспециалистов

Не дает мне покоя фраза, брошенная Рустемом Хайретдиновым год назад, что спикер из меня фиговый. Поэтому в последнее время я не только изучаю разные новые способы донесения темы ИБ до разных целевых аудиторий, но и пробую их на практике. И надо сказать, что Руст был в чем-то прав - просто рассказывать презентацию для безопасников - это одно, а пытаться донести тему ИБ до непрофильных специалистов - совсем другое. Нужные совсем иные подходы и способы подачи материала.

Например, киберучения. Про них я вел мастер-класс на прошедшем в Москве "Код ИБ. Профи" (видеозапись, включая и записи других спикеров, доступны). Не претендуя на проведение CTF, где требуется немалая техническая подготовка, штабные игры вполне по силам проводить в любой организации (подготовка тоже нужна, но менее технически навороченная).


На днях мне довелось проводить то, что называется в иностранной прессе storytelling (у нас это переводят буквально), а в русской речи раньше называлось сказительством. Речь идет о передаче информации путем рассказа историй, которые подводят целевую аудиторию к нужным выводам. На этот раз я выступал перед руководителями департаментов и отделов одной из компании. Все они не специалисты по ИБ и вообще мало в ней заинтересованы (на первый взгляд). Более того, по словам коллег из ИБ этого предприятия, их сложно заинтересовать такой темой, да еще и в течение 4 часов. Но вроде опыт оказался вполне успешным. Учитывая, что меня часто стали приглашать рассказывать про ИБ именно не для специализированной аудитории, то сторителлинг вполне себе подходит для задачи повышения осведомленности в области ИБ.


Отдельно хочется отметить, что для неспециалистов по ИБ, как мне кажется, стоит использовать и немного иное оформление (хотя я тут могу и ошибаться). Меньше текста, больше визуализации. И уж точно не нужно на слайд помещать десятки строк текста мелким кеглем, цитировать нормативку, углубляться в технические детали и использовать жаргонизмы. Все это не помогает целевой аудитории понять вас. Я на днях читал презентацию по искусственному интеллекту в ИБ в школе управления "Сколково" и для этой презентации пришлось попотеть, чтобы с одной стороны 1,5 часа рассказывать интересно, а с другой - не погружаться в математику. Но вроде как тоже справился - слушатели после лекции говорили, что все было понятно.


В любом случае хочу сказать спасибо Русту за его критику :-)

2 коммент.:

Unknown комментирует...

Надо было ещё ремарку сделать,
материалы доступны, но не бесплатны !!!

Алексей Лукацкий комментирует...

:-)