29.1.16

Почему я не пишу подкасты?

На днях меня спросили, почему я не записываю подкасты по информационной безопасности, как это делают некоторые другие достойные коллеги. А так как это уже не первый раз, когда меня спрашивают, то решил сформулировать свой ответ в рамках заметки в блоге.

Итак, причина первая. Я визуал! Сам я предпочитаю читать и видеть глазами - книги, заметки, статьи, презентации. Поэтому я и завел 7 с лишним лет назад блог и так много делаю презентаций. Мне так комфортнее. Несколько лет назад я уже заводил себе учетную запись на каком-то из сервисов для ведения подкастов, но так и не смог заставить себя регулярно записывать свои мысли.

Причина вторая - лень. А так как подкасты должны быть регулярными (а иначе смысла в них особо нет), то и времени это займет уйму; а его и так не хватает.

Причина третья - большинство людей на Земле - именно визуалы. Не скажу, что абсолютное большинство, но точно больше чем аудиалов. Поэтому текстовыми заметками и выложенными презентациями я охватываю большее число пользователей. Хотя это больше смахивает на отговорку.

Причина четвертая - усилия. Запись требует много усилий. И чем качественнее хочется получить на выходе продукт, тем больше усилий нужно. К озвученным презентациям (слайдкастам) я пришел не сразу - ушло немало времени на то, чтобы от первых несмелых шагов в видеомонтаже прийти к тому, что сейчас я часто выкладываю в блоге. И даже это требует немалых усилий. Если на заметку у меня уходит Х времени, то на создание слайдкаста занимает X * 2,5 времени. Сначала текст надо озвучить, потом убрать лишнее, потом окончательно смонтировать, потом выложить в Интернет. Заметку я могу написать на смартфоне, а то и вовсе прогнать через Siri и выложить в Интернет после небольшой редакторской правки. А с видео/аудио так не получится - нужен компьютер для обработки перед публикацией. Возможно, это основная причина моего отказа от подготовки подкастов.

Причина пятая - психология. Вспомните разные варианты представления информации. Запись какого-либо выступления, слайдкаст, подкаст и текстовая заметка. Что вам удобнее смотреть/читать/слушать? А что удобнее делать автору? Если я смотрю запись какого-то выступления, то у меня четыре канала получения информации - голос, презентация, выступающий, окружение. Мой мозг распараллеливает обработку этих четырех составляющих и каждой из них уделяет около четверти своих ресурсов. И ляпы в одном из каналов могут быть не так заметны или компенсированы другими. Если я использую слайдкаст, то каналов донесения информации всего два - голос и презентация. Поэтому и тому, и другому уделять внимания надо больше, потому что внимание слушателя концентрируется только на них двух и ляпы становятся заметнее. А если я выбираю только подкаст, то у слушателя остается только мой голос и все "Аааа", "Ээээ", "собственно", "и т.д.", паузы становятся очень явными, а местами и раздражающими. Бороться с этим можно постоянной тренировкой. Но на нее нужно время и мы приходим к причине №4.

Кстати, для записи слайдкаста, подкаста и видео нужен совершенно разный опыт. Например, имея большой опыт публичных выступлений, я не сразу стал нормально записывать слайдкасты. Первые из них я переписывал по несколько раз, а уж на монтаж и вырезание пауз и слов-паразитов тратил немало времени. И только спустя год пришел опыт. Вот эту серию я уже писал сходу и почти не монтировал. Аналогичная ситуация с видео. Новогоднее поздравление я переписывал раз пять-шесть, а на монтаж ушло два дня. И то результатом я не очень доволен. А там ведь всего около пяти минут.

Поэтому резюмирую - запись подкастов или видео - это большой труд (если делать его качественно), который не соответствует результату, которого можно добиться меньшими усилиями, например, путем публикации текстовых заметок и слайдкастов. 

5 коммент.:

arkanoid комментирует...

Подкасты ЗЛО. Подкасты это для людей у которых очень много времени слушать чужой треп.

Алексей Лукацкий комментирует...

В машине можно слушать. Аудиалы так часто делают

Александр Бодрик комментирует...

Платные парковки убьют подкасты?:) Я вижу проблему подкастов в сложности хранения информации. Все текстовое\картиночное я могу сохранить и потом найти по тексту, а что делать с подкастами?

arkanoid комментирует...

Ну я и говорю, много времени слушать чужой треп. Я стараюсь не проводить в машине столько времени, чтобы успеть послушать подкаст.

Анонимный комментирует...

О, первый раз вижу единомышленника во мнении о подкастах. Реально же, для тех, у кого "много времени слушать чужой треп". Искать в материале невозможно. Читать быстро тоже. Скопировать что-то, отложить - ещё большая проблема.
Зато наоборот, усилий меньше, мне кажется - не надо писать текст, формулировать что-то осмысленно, говоришь и говоришь. Меньше затрат автора, больше затрат аудитории.