11.1.21

Итоги 2020-го года глазами безопасников

Подводить итоги года в конце ноября или даже в середине декабря - дело дурацкое, так как в последние дни может произойти всякое, что может запомниться и повлиять гораздо сильнее, чем все предыдущее. В ушедшем году я решил, что подводить итоги надо в последних числах декабря и что я не буду полагаться только на свое мнение, а привлеку коллективный разум, а именно читателей моего Телеграм-канала "Пост Лукацкого", который насчитывает более 3500 человек, что позволяет рассчитывать на определенную объективность в оценках. Уж точно бОльшую, чем если бы итоги подводил я один. В итоге я провел 7 мини-опросов, варианты ответов для которых подготовил я самостоятельно, а уже читатели канала делали выбор из этого шорт-листа.

Первый вопрос касался самого-самого взлома/атаки/инцидента уходящего года. Немного предсказуемо, но на первое место вышел инцидент SUNBURST, связанный с взломом многих американских компаний через внедренный вредоносный компонент в ПО управления сетями, разработанное компанией SolarWinds. Последние 2 недели декабря об этом взломе говорили все и закономерно, что он попал на первое место пьедестала. Второе место занял взлом Garmin и выкуп вымогателям 10 миллионов долларов. Тоже нашумевшая во втором полугодии история, которая и позволила этому кейсу занять второе место. Третье место занял весенний взлом Twitter-аккаунтов многих знаменитостей, в которых затем прошла реклама биткойна.


Достаточно много времени уделяя нормативке, я не мог не спросить, какой НПА 2020-го года считается читателями самым важным. Понимая, что отдать пальму первенства только одному документу нельзя (все-таки на организации действуют разные нормативные акты), я разрешил множественный выбор и... явного лидера в этот раз не нашлось. По сути, первые 4 места почти поровну поделили между собой новый приказ ФСТЭК по уровням доверия (хотя его и мало кто видел ввиду его ДСПшности), целый пакет новой нормативки Минцифры и ФСБ по электронной подписи и удостоверяющим центрам, а также обновленные приказы ФСТЭК №21 и №239. Интересно, что часть читателей обратили свое внимание на поправки в Трудовой кодекс, которые разрешают работникам на удаленке требовать от своих работодателей компенсации за использование купленных работником средств защиты информации (например, Windows или антивируса). Интересно было бы посмотреть на практику применения этих поправок...  


В ушедшем году было много так и непринятых проектов нормативных актов, которым я посвятил третий мини-опрос. Предсказуемо на первое место вышла многократно обещанная и также многократно невыпущенная методика моделирования угроз от ФСТЭК. Непринятый, к счастью, законопроект о запрете TLS 1.3, DoH/DoT, ESNI занял второе место. Удивительно, но полтора десятка законопроектов о внесении незначительных изменений в ФЗ-152 попали на третье место. Видимо, привычка :-) 


Как развитие предыдущего вопроса, я решил узнать о подписчиков канала, что, по их мнению, можно отнести к несбывшимся ожиданиям ушедшего года крысы? Методичка ФСТЭК по моделированию угроз логично опять заняла первое место. Ну ее столько раз обещали выпустить в прошлом году (на моей памяти раза три и все из уст больших чинов регулятора), что вполне закономерно, что для многих это оказалось самым несбывшимся ожиданием года и, думаю, многие попросили у Деда Мороза, чтобы ФСТЭК выполнила свои обещания в год быка. На дне открытых дверей РКН в начале года г-н Контемиров пообещал представить матрицу ПДн и наконец-то поставить точку в вопросах "Относится ли номер телефона или номер паспорта или e-mail к ПДн?". Но увы... РКН не выполнил своего обещания. И еще одно невыполненное обещание Лютикова В.С. из ФСТЭК - обещанная методика по расчету показателей критериев значимости объектов КИИ. Я не знаю, кому она нужна, при условии, что срок категорирования уже прошел, но, как видно, народ ее все-таки жаждет лицезреть. Особенно интересно видеть это замыкаюдее тройку несбывшееся ожидание на фоне последнего пункта, об отсрочке переноса сроков категорирования из-за пандемии.    


Как участнику большого количества различных мероприятий по ИБ мне было интересно узнать, какое из оффлайн- и онлайн-мероприятий по ИБ запомнилось безопасникам в 2020-м году. С точки зрения оффлайна результаты меня и удивили и подтвердили мои ожидания одновременно. Учитывая камерный формат "поИБешечки", проводимой в Москве, курируемой Львом Палеем, были удивительно ее увидеть в топе очных мероприятий. Но это говорит о том, что такого рода камерные форматы заходят сейчас лучше раскрученных мероприятий со свадебными генералами и спонсорскими докладами. Остальные мероприятия носили либо сугубо нишевый характер, либо привязку к городу, что не позволило им занять достойные места в рейтинге. А вот попадание на первое место категории "Другое" говорит о том, что были в 2020-м году мероприятия, которые запомнились безопасникам больше мной упомянутых (а я и на них-то не на всех был). 


С онлайн-мероприятиями ситуация проще. Они не имели границ по участию и их "посетить" могли специалисты из разных регионов (что и показывает почти двукратное увеличения числа голосов по сравнению с опросом по оффлайну). Первое и второе места заняли широко разрекламированные The Standoff и SOC Live. Тройку лидеров замыкает проект AM Live пот портала anti-malware.ru. Все это результаты года, который мы провели в изоляции, когда все оффлайн-мероприятия были либо запрещены, либо их проведение сопряжено с трудностями. Забавно, что 4-е место заняла категория "Другое". Интересно, что это за мероприятия? Может вендорские серии типа Cisco Club (а мы провели 16 вебинаров только с сентября по декабрь) или "Джетовские"?.. Жаль, что регуляторы у нас так и не освоили за год практику проведения вебинаров для своих "подопечных".


Я думал остановиться на этих шести опросах, но у меня остались ряд достаточно интересных наблюдений или событий, которые я посчитал достаточно значимыми, чтобы вынести их на голосование. Поэтому я провел седьмой мини-опрос, задав вопрос, на что еще обратили внимание безопасники в 2020-м году? Да, очередная порция обвинения русских хакеров заняла первое место. Это неудивительно. "Русские хакеры" - это уже прочно закрепившийся бренд, который, помимо своей прикольности, еще и жить начинает мешать, когда вы пытаетесь получить американскую визу или зайти на американский сайт (а он рубит все российские IP). На второе место безопасники поставили рост числа уголовных дел по статье 274.1, то есть за нарушение ФЗ-187 о КИИ. Полтора десятка дел только за ушедший год и демонстрация полной профнепригодности судей и следователей, которые вели и ведут эти дела. То ли еще будет в этом году? Когда я выносил вопрос о хантинге безопасников в Бизон и Солар, я не думал, что это так затронет многих. Видимо, действительно, это становится событием для тех, кого не взяли или у кого увели сотрудников :-)


Вот такие итоги ушедшего года крысы. С какими-то оценками я согласен, с какими-то нет. Но в этом и преимущество групповых опросов, которые показывают широту взглядов на происходящее, не фокусируясь только на том, что близко или хорошо знакомо мне. Небольшой процент ответов "Другое", исключая мероприятия, показывает, что мои шорт-листы в целом ухватили ключевые события отечественной отрасли ИБ.