11.12.20

Техническое задание на платформу для проведения виртуальных ИБ-мероприятий

Надысь принимал я участие в одном виртуальном мероприятии крупной ИТ-компании, которая, имея в своем портфолио решения для проведения нормальных видео-конференций и сервисов для групповой работы, почему-то выбрала Zoom. И дело не в том, что Zoom - это решение для домашнего пользования и еще долго не станет корпоративным инструментом с точки зрения отношения к ИБ, а в том, что Zoom не позволяет организовать именно конференции с разными докладчиками, в несколько потоков, с нормальной обратной связью и т.п. А тут еще прошли SOC Live и SOCstock, в которых мне тоже довелось участвовать.. Так что у меня накопилось некоторое количество наблюдений и идей, которые необходимо учитывать, чтобы превратить вебинар на стероидах, как говорит Денис Горчаков, в полноценное мероприятие, на котором интересно.

Итак, в ТЗ на организацию нормального виртуального мероприятия по ИБ я бы включил:

  1. Возможность нетворкинга. Иногда хочется просто потрепаться во время скучного или уже известного доклада. Отдельный канал/комната для этого были бы полезны.

    Здесь виден набор каналов/комнат, в которых участвует слушатель

  2. Возможность задания вопросов спикерам. Это должен делать или модератор, который разбирается в теме и выбирает из пула пришедших вопросов интересные, или сам спикер должен видеть вопросы и иметь возможность ответить на них. При этом вопросы надо задавать не в общем чате, а именно в рамках того самого выступления, которое интересует.

    Вопросы к докладчику и его докладу не смешиваются с остальными

    Можно также сделать рейтинг вопросов, чтобы сами зрители/участники могли голосовать за понравившиеся им и те, что наберут большее число баллов, сразу поднимались бы в списке вопросов на самый верх.


  3. Возможность обсуждения конкретного доклада/выступления. Иметь отдельный канал/комнату для этого очень важно. Иногда хочется поделиться своим опытом или показать себя или послушать других. Так формируется своя жизнь вокруг мероприятия, которая может быть даже ценнее трансляции самих докладов.


    И всегда под рукой хорошо иметь список всех каналов, в которых вы общаетесь.

  4. Возможность скачать материалы. Ну это очевидное требование и оно является одним из самых популярных на любом мероприятии. Но если к презентации доклада можно было бы прикладывать и еще какие-то полезные материалы, то было бы офигенно.


  5. Возможность просмотреть видео выступления еще раз. Тоже самое.
  6. Возможность организации персональных комнат для общения. Не могу сказать, что я пользовался такой возможностью где-то, но иногда во время конференции хочется задать вопрос спикеру в частном порядке. Приватный чат или отдельная комната для этого подошли бы как нельзя лучше. Правда, при условии, что докладчик к этому готов и организаторы с ним это проговорили заранее.


    Также бывает иногда нужно написать что-то другому участнику. Такая функция тоже могла бы быть полезной, хотя только в том случае, если у вас нет контактов участника и вы можете общаться только через платформу (и он захочет с вами общаться).


  7. Организация рейтинга выступлений и спикеров, чтобы сразу можно было понять (и наградить) лучших. Участникам может это и все равно, но спикерам бывает приятно, если их выступления попадают в тройку самых-самых.
  8. Возможность связаться с поддержкой для решения технических проблем и вопросов.

    Не лучший пример - время ответа поддержки прогнозировалось на уровне нескольких часов

  9. Возможность составить собственное расписание с контролем пересекающихся по времени выступлений. В онлайне пересечение, конечно, не столь критично (можно вывести на разные мониторы или в разные вкладки), но все равно было бы полезно.

    Справа область отображает ваши каналы общения, а слева общее меню мероприятия

  10. Возможность самому инициировать какие либо обсуждения (свой канал/комната).


  11. Возможность делать заметки к выступления и потом их выгружать.

    Обратите внимание на секцию Notes справа - она для собственных заметок


  12. Возможность подсвечивать важные комментарии, например, от ведущих или модераторов, уведомления от организаторов и т.п. Это можно делать как в чате/канале/комнате, так и делать общий для всего мероприятия Live Feed.


  13. Возможность геймификации в виде зарабатывания баллов за участие в тех или иных активностях онлайн-мероприятия. По сути речь идет о дополнительном вовлечении слушателей в работу онлайн-конференций.


  14. Возможность выгрузить свое расписание в виде отдельного .ics-файла для подгрузки в собственный календарь.


  15. Возможность сделать выгрузку своего расписания для удобства работы с ним или отправки друзьям и коллегам. Например, в формате Excel.


  16. Возможность напоминания о запланированных в собственном расписании докладах и сессиях.
На самом деле список функций, которыми должна обладать платформа для проведения онлайн-конференций, можно продолжать достаточно долго. И это я только набросал идей, которые были бы интересны слушателям. А ведь есть еще возможности, которые были бы востребованы организаторами и спонсорами мероприятий. Но уже по приведенному выше списку, основанному на моем опыте участия в виртуальных мероприятиях по ИБ, становится понятно, что Zoom здесь и рядом не лежал. Как, собственно, и многие другие платформы, неплохо подходящие для онлайн-совещаний,  вебинаров или дистанционного обучения, но совершенно неприспособленные именно для вовлечения людей в длительное виртуальное мероприятие.

ЗЫ. Материалы с SOC Live были опубликованы на сайте мероприятия, а видео - на Youtube. А вот материалы с SOCstock так в публичном доступе и не появились.