15.05.2020

О дашбордах для SOC - часть 3. Контроль обучения

По прошлой заметке, посвященной дашборду оценки персонала в SOC, в одном из закрытых чатиков по SOCам возник вопрос относительно верхнего крайнего правого прямоугольника (KPI) с показателем по обучению. Мол, он не был раскрыт на дашборде кроме последнего блока по квалификации аналитиков разных подразделений SOC. Это действительно так, потому что в заметке описывался от руки нарисованный прототип, который затем не только дорабатывался до своего финального вида (с соответствующей цветовой раскраской и применением микро-графиков), но и был только частью набора дашбордов, описывающие различные аспекты работы с персоналом. Я просто показывал пример. Чтобы ответить на вопрос про дашборд с обучением аналитиков SOC, я и пишу данную заметку, показывая еще один прототип.

Итак, с точки зрения обучения меня интересует множество вопросов - от количества обученных/необученных сотрудников и потраченного/имеющегося бюджета на обучение, до форма и форматов обучения, а также рейтинга учебных центров или, что может быть более точным определением, провайдеров обучающих программ, которые могут быть представлены не только различными УЦ, но и другими организациями. Например, в примере ниже вы увидите Cisco, которая не являясь учебным центром (но имея сеть авторизованных УЦ, готовящих специалистов по программе обучения аналитиков SOC), при этом предлагая различные обучающие программы и треки (например, грядущий и бесплатный CiscoLive с треком по кибербезопасности, насчитывающим пару сотен докладов на столько же часов). Бесплатный (в этом году) виртуальный Defcon тоже может быть отнесен к провайдерам обучения.


Разобравшись с целями такого дашборда, мы сразу поймем, что мы хотим отобразить на нем. Например, результаты обучения по отделам SOC, в которых мы бы хотели увидеть число обученных (можно заменить их на необученных) аналитиков, расходы на обучение в пересчете на одного аналитика, а также усредненную оценку такого обучения, полученную в результате опроса.


Готовя программу обучения для вновь поступивших на работу, а также уже работающих сотрудников, мы должны понимать, какие курсы могут быть нам интересны и полезны, а на какие лучше не тратить деньги. Поэтому у нас появится в дашборде виджет по программам/курсам обучения, который может выглядеть примерно так (колонка с длительностью позволит мне судить, насколько длительным может быть отсутствие аналитика, если мы направим его на обучение):


Не желая тратить деньги провайдерам, которые не удовлетворяют нашим требованиям, мы разработаем виджет для рейтинга качества учебных центров. В тех случаях, когда провайдер предоставляет бесплатное обучение, например, упомянутые выше CiscoLive и Defcon, нам будет важна третья колонка - с оценкой провайдера, которую мы получаем либо от уже обучившися сотрудников, либо берем чужую оценку (например, из Интернет).


Учитывая, что у нас может быть как внешнее обучение, так и внутреннее (может быть и смешанный формат, например, приглашенный инструктор), а также дистанционный и очный формат, мы хотим также отобразить эти параметры на нашем дашборде.


Наконец, очень важным является понимание расходования бюджета на обучение - насколько мы соблюдаем имеющийся бюджет и не выходим ли мы за определенные рамки. Выглядеть это может так (хотя уже после отрисовки я понял, что мы можем добавить еще один показатель - суммарные затраты на обучение, которые будут стремиться к значению годового бюджета):

: 

Так как у меня многовато переменных (форма и формат обучения, отделы, провайдеры и т.п.), то мне могут понадобиться фильтры в дашборде, которые могут выглядеть так:


Если мы попробуем теперь свести все вместе, то прототип дашборда будет выглядеть примерно так:


Он показывает все ключевые аспекты обучения аналитиков SOC и помогает принимать нам соответствующие решения касательно направления сотрудников на обучение, выбирать лучшие программы/курсы и форматы обучения, а также понимать, стоит ли продолжать иметь дело с тем или иным провайдером обучения. А это именно то, что мне нужно от этого дашборда.

На самом деле, этот прототип может быть еще улучшен. Если вдуматься, нас интересует не просто число обученных сотрудников (если мы не для галочки измеряем этот показатель) и рейтинг провайдеров обучения, но и понимание, насколько в лучшую сторону меняется эффективность и результативность аналитиков после обучения. Иными словами, мы хотим понимать, обучение меняет что-то в деятельности сотрудников SOC или нет? Тогда можно добавить следующий виджет с гистограммой динамики KPI аналитика SOC (если он, конечно, есть и измеряется) до и после обучения. Так мы увидим не только оценку курса/программы обучения, поставленную самим сотрудником, но и увидим, насколько курс изменил поведение сотрудника и он стал работать лучше, то есть применять полученные на обучении навыки (а иначе зачем его туда посылали). Колонки означают 3 недели до и после недельного обучения. Так должно быть, если обучение было успешным.