6.4.20

Вопросы к ИБ-регуляторам по поводу коронавируса

С момента появления рекомендации о переходе на режим самоизоляции (очень странная конструкция с точки зрения законодательства), подразумевающий удаленную работу, прошло уже больше трех недель, за которые наши регуляторы, надо признать, достаточно оперативно (по меркам регуляторов), выпустили свои рекомендации о том, что надо делать в новых условиях:
  • Для субъектов КИИ ФСТЭК выпустила рекомендации (письмо ФСТЭК от 20 марта №240/84/389) об обеспечении безопасности объектов КИИ при реализации дистанционного режима исполнения должностных обязанностей работниками субъектов КИИ. Кстати, какова юридическая сила этого письма по сравнению с тем же 235/239-м приказами?
  • Схожие, но почему-то дспшные, рекомендации (письмо ФСТЭК от 20 марта 2020 г. №240/22/1204дсп) о мерах защиты информации, принимаемых в информационных системах, в целях минимизации рисков возникновения дополнительных угроз безопасности информации при осуществлении удаленного доступа их работников, ФСТЭК направила в ФОИВ и подведомственные организации.
  • НКЦКИ также 20 марта опубликовал уведомление об угрозах безопасности информации, связанные с пандемией коронавируса.
  • 23 марта и Банк России опубликовал свои собственные рекомендации по организации работы соответствующих сотрудников вне зависимости от того, работают они из офиса или удаленно в условиях распространения коронавируса.
Даже Верховный Главнокомандующий у нас на удаленке
Я не буду обращать внимание на мелкие огрехи в данных рекомендациях (например, на главной странице ФСТЭК ее рекомендаций до сих пор нет, а требование идентифицировать СВТ по MAC при удаленном доступе невыполнимо). Меня в этих рекомендациях смутило немного другое. Они излишне технократичны и направлены на описание только технических мер ИБ, в то время как гораздо важнее было бы увидеть советы, а то и изменения в НПА, связанные с организационными и процессными мерами.

Я, опираясь на некоторое знание нормативных документов регуляторов, попробовал мысленно применить их в условиях удаленной работы и у меня сразу возник ряд вопросов, которые пока остаются без ответа:

  1. ФСТЭК при оказании услуг мониторинга ИБ требует, чтобы у SOC было свое помещение и своя соответствующая требованиям ИБ информационная система. В условиях перевода на удаленку работников SOC, как выполнить это требование? Не пора ли все-таки перестать привязывать деятельность по ИБ к ее физическому местоположению и допустить существование виртуальных и мобильных SOCов?
  2. Аналогичный вопрос и к центрам ГосСОПКИ. Насколько возможно обеспечение их функционирования из дома?
  3. Многие работники, находящиеся на удаленке и работающие не только с корпоративных, но и личных устройств, имеют доступ к персональным данным, тем самым расширяя границы своих ИСПДн. Как ФСТЭК и Роскомнадзор рекомендуют вести себя операторам ПДн в таких ситуациях? Надо ли пересматривать требования по ИБ, установленные 21-м приказом ФСТЭК, или заново отправлять обновленное уведомление в РКН?
  4. РКН вообще единственный не выдал никаких рекомендаций, кроме работы с тепловизорами при измерении температуры и новостей о том, что возможен фишинг (и тут) и спам, паразитирующий на теме коронавируса (без примеров и тем более индикаторов компрометации). А мне, например, интересно было бы посмотреть на рекомендации, связанные с получением согласий на обработку ПДн при дистанционной работе.
  5. ЦБ и ФСБ (а в ряде случаев и ФСТЭК) настойчиво рекомендуют использование сертифицированных СКЗИ. Как выполнить это требование в условиях дистанционной работы? Не с технической точки зрения, а с точки зрения всех регламентов, формуляров, инструкций (той же 152-й) и т.п.? Это не говоря уже о том, что число мест, в которых ведется работа с применением СКЗИ существенно возросло и не потребует ли это внесения изменения в лицензию ФСБ на деятельность, связанную с шифровальными средствами?
  6. Произойдут ли какие-то изменения в части ЕБС? Как с точки зрения съема биометрических данных (например, рекомендация приостановить эту деятельность), так и с точки зрения выполнения всего спектра нормативных и нормативно-правовых актов, связанных с работой ЕБС. В условиях пандемии выполнить их все достаточно затруднительно.
  7. Есть подозрение, что в условиях пандемии и разработчикам средств защиты, и разработчикам финансового ПО, которое должно пройти оценку соответствия по требованиям ФСТЭК и Банка России, будет сделать это затруднительно. И начало лета, установленное обоими регуляторами (ФСТЭК - в части крайнего срока обновления сертификатов; ЦБ - в части отсрочки проверки), как мне кажется, становится уже нереальной датой для выполнения соответствующих требований. Будут ли смещать этот срок?
  8. Как выполнять аудит внешними силами по требованиям ЦБ. Многие сидят дома и боятся высунуть нос на улицу. Можно ли проводить аудит дистанционно? Как удостовериться в его честности? Можно ли отсрочить проведение аудита (именно аудита со стороны финансовых организаций, а не проверок со стороны регулятора)? Если чуть расширить этот вопрос, то как вообще можно дистанционно убедиться в выполнении требований по оценке соответствия в условиях текущей нормативки? Если никак, то надо ли ее менять или  временно отложить ее применение?
  9. Можно ли проводить оценку уровня доверия и вообще сертификационные испытания по требованиям ФСТЭК из дома? Как, например, читать дспшные требования к уровням доверия, если ты находишься на удаленной работе? Это вообще возможно (думаю, что нет)?
  10. Как утверждать/заверять решения совещаний, проводимых дистанционно с помощью различных сервисов телеконференций? Как организовывать работы всяких комиссий, упоминаемых в нормативных документов регуляторов, например, комиссии по категорированию объектов КИИ? А если смотреть шире, то как вообще дистанционно выстраивать процессы, завязанные на бумажный документооборот (всякие согласования, утверждения, журналы и т.п.)? Причем это вопрос не только к тем, кто выполняет требования регуляторов, но и к тем, кто их проверяет.
  11. Рекомендации по применению УКЭП при дистанционной работе.
  12. Надо ли обновлять контакты лиц, отвечающих за ИБ или за обработку ПДн, которые собирали регуляторы в рамках выполнения своих обязанностей?
Многие из описанных вопросов в принципе имеют решение, которое просто сейчас нереализуемо из-за ограничений действующей нормативной базы или отсутствия позиции регуляторов по данному вопросу. Как мне кажется, сейчас отличное время, чтобы задуматься о том, какие изменения стоит внести в действующие нормативные правовые акты, чтобы следующие пандемии (а было бы неразумно думать, что на коронавирусе все и закончится) не застали нас всех в расплох.

ЗЫ. Хорошо хоть категорирование объектов КИИ все уже закончили... ну или должны были закончить еще в прошлом году :-)

ЗЗЫ. А еще жаль, что регуляторы не практикуют теле- или видеоконференции для общения своих рабочих и экспертных групп. Это полезно не только в части снижения времени стояния в пробках (какие сейчас пробки?), но и с точки зрения защиты участников от возможного заражения. 

5 коммент.:

Алексей Гавриш комментирует...

В 11 пункте вопрос или утверждение?

Комаров Валерий комментирует...

В прошлом году должны были только составление Перечня объектов КИИ, подлежащих категорированию закончить. И то, только госы. Так что, категорирование у госов должно закончится к 1 сентября 2020 года

Комаров Валерий комментирует...

В этой связи проектом приказа предусмотрена отлагательная норма, предусматривающая применение в государственных информационных системах сертифицированных средств защиты информации, соответствующих уровням доверия, с 1 января 2021 г.

Александр Германович комментирует...

Как же много Вы требуете от регулятора!
Пусть он хотя бы обещанные методички утвердит...

Алексей Лукацкий комментирует...

Я не требую - я задабсь вопросами