12.9.16

ДТП как зеркало отрасли информационной безопасности

Все как-то не было повода, а тут он сам собой и с неожиданной стороны проявился. Попал я ДТП с участием Камаза, двух автобусов и 5 легковых автомобилей. Авария была серьезная - лобовое столкновение Камаза с одним из автобусов, водителю которого пришлось ампутировать обе ноги. И пока я находился на месте ДТП, а было это в течение 6 часов, и наблюдал за всем происходящим мне в голову пришли две мысли, имеющие отношение к ИБ.



Сам не раз ловил себя на том, что любая авария, мимо которой проезжаешь, вызывает любопытство. А что, а как, а почему?.. Но со стороны все это обычно выглядит не так, как в ситуации, в которой ты сам один из главных героев. За 6 часов вокруг места аварии скопилось немало зевак, многие из которых тупо щелкали все происходящее на камеры своих смартфонов. Потом появилось несколько видеоблогеров, которые решили не просто поснимать аварию с тротуара, а пробраться к самим машинам, залезть в наполовину снесенную кабину Камаза и полностью смятую кабину автобуса. Потом подтянулась пресса - ТВ и радио. Особенно настырным был корреспондент РЕН-ТВ, который все пытался взять интервью у водителей пострадавших машин, которые были явно не расположены что-то комментировать.

Очень сильно мне это напомнило ситуацию с взломами или утечками в той или иной компании. Да и, пожалуй, с любым инцидентом ИБ, который становится достоянием гласности. Кто-то просто копируют новость с какого-либо новостного ресурса, кто-то ее сухо комментирует (мол так-то и так-то), а кто-то ярко смакует все детали, сразу найдя "виновного" и сходу, но новостным лентам, определив причину происходящего. Когда ты находишься в роли комментатора, то вроде бы ничего и нет в этом предосудительного (если этическую грань не переходить). А вот когда ты в роли комментируемого... Картина меняется. Уже не так весело и не так интересно. Хочется, чтобы это поскорее закончилось и жизнь продолжала бы течь как раньше. В общем ничего нового. Старая, очень старая поговорка. "Не делай другим того, что ты не хочешь, чтобы делали тебе". Не говори о других так, как не хочешь, чтобы говорили о тебе. Комментатор уверен, что его или его компанию не взломают и ему не придется оказаться в роли комментируемого? А если утечка произойдет? А если в его продуктах (если он их выпускает) найдут целый букет дыр? Вот такой была моя первая мысль, когда я сидел в машине, вокруг лил дождь, копошились спасатели, гаишники, следователи, муниципалы и еще масса всякого народа.

Вторая мысль пришла уже позже, когда спустя 6 часов после аварии нас отпустили по домам. Кто бывал в ДТП, тот знает, что обычно оформление проходит быстрее. Если дело происходит в Москве, то каждая машина ГИБДД обычно оснащена принтером и подключением к Интернету. Это сильно ускоряет процедуру оформления - в последний мой раз на оформление паровозика из 4-х машин ушло всего 2 часа с момента ДТП и моим отъездом домой. И это при том, что ДТП произошло в 18 часов с небольшим, то есть в час пик, на загруженной Ленинградке. Но вернемся к последней аварии.

Дело было на Новокуркинском шоссе, которое разделяет Москву и Московскую область. Это привело к тому, что на место ДТП приехали и столичные наряды, и областные. Было 8 машин скорой помощи, машина ЦЭМПа (Центра экстренной медицинской помощи), 5 машин МЧС и пожарных, 6 машин ГИБДД и парочку личных БМВ, видимо, руководителей близлежащих подразделений МВД. 20+ машин!!! Неорганизованность полнейшая.

12 (!) пожарных фотографировали место происшествия - каждую столкнувшуюся машину с двух сторон. Двенадцать! Я потом спросил одного из них, зачем они это делали? Оказалось все просто - у них порядок такой. Каждый наряд должен сделать фотофиксацию места, на которое они выехали, для отчетности. Для гарантии, что фотографии получатся, в каждом наряде фотографируют 2-3 человека. Отсюда такое количество "фоторепортеров".

Пожарные прибыли на место спустя несколько минут после ДТП; благо областная пожарка была в 600 метрах, а московская - в километре. Однако они еще 4 часа ждали следователя, который должен был им разрешить растаскивать поврежденные машины. Приехавший же следователь оказался молодым и явно неопытным (как же его кляли гаишники) - он все кому-то звонил и уточнял, как надо заполнять документы по происшествию (оторванные ноги водителя автобуса - это уголовное преступление). Сами же спасатели и гаишники не хотели ничего решать, боясь брать на себя ответственность. Позже, пообщавшись с ними, я понял, что им могут еще и по шапке надавать, если они "внесут изменения на месте аварии". Поэтому и приехавший для растаскивания Камаз, и машина для эвакуации автобуса, стояли на аварийке в течение нескольких часов, пока им дадут делать свое дело. И стояли они, конечно же, на проезжей части, перекрыв одну из полос, усугубляя и так непростую дорожную ситуацию.
В итоге, заполнив все протоколы, объяснения, расписки, спустя 6 часов, мы уехали с места ДТП по домам.

Вся эта бюрократия мне напомнила фрагмент из старого советского фильма "Огарева, 6":


И несмотря на 36 лет, прошедшие с момента выхода фильма о доблестной милиции, ситуация совсем не сдвинулась с мертвой точки. И надо признать, что в информационной безопасности, а точнее в расследовании инцидентов ИБ все точно также. Куча бумаг, неорганизованность, конкурирующие "смежники", нежелание брать на себя ответственность и... куча потерянного драгоценного времени. И это не пессимизм, а реалии, которые все глубже и глубже засасывают тех, кто сталкивается с государственными органами, которые требует уведомлять их об инцидентах ИБ. Пока это сделано для объектов ТЭК (постановлению №861 в октябре будет уже 3 года) и банков. Не за горами требование оповещать СОПКУ. А там может всплыть и тема уведомления об инцидентах с персданными граждан (она уже давно муссируется в кулуарах).

Вот такие вот мысли...