1-го сентября в России начинается учебный год. Каждый год. Образовательные учреждения, готовящие специалистов по информационной безопасности, исключением не являются и каждый год они открывают свои двери будущим или уже состоявшимся специалистам, желающим повысить свою квалификацию по той или ной теме. Образование в области ИБ в России, как известно, делится на два больших направления - высшее профессиональное и дополнительное профессиональное (обычно послевузовское). Так уж сложилось, что первое есть не у всех - в России тему ИБ преподают не так давно, а классификаторы дисциплин по ИБ менялись раза три и сам черт уже ногу в них сломит.
Дополнительное профессиональное образование привычней, а временами является единственной возможностью заполучить корочку, которая нужна при получении лицензий ФСТЭК, ФСБ или иным образом доказать квалификацию по ИБ. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка... Не так уж и важно. Важно другое - с 1-го сентября 2013 года может вступить в силу новый приказ Министерства образования "Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности" (сейчас существует его проект). В этом проекте, а также в ФЗ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "О образовании в Российской Федерации", во исполнение ст.76.8 которого разработан проект приказа Минобраза, очень много интересных особенностей.
Одна из самых примечательных - отмена документов государственного образца о дополнительном профессиональном образовании. И тут возникает первый вопрос. Как после 1-го сентября 2013 года, а именно тогда вступает в силу ФЗ-273, выполнять требования ПП-313 или ПП-79 о предоставлении копий "документов государственного образца (дипломов, аттестатов, свидетельств) об образовании, о переподготовке, повышении квалификации по направлению "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским
Вопрос №2 вытекает из п.11 проекта приказа. В нем буквально написано следующее: "Организация, по инициативе которой осуществляется дополнительное профессиональное образование, должна иметь лицензию на соответствующий вид деятельности в области защиты информации, предусмотренному для выпускника данной образовательной программы". Иными словами, если я хочу обучить людей, то у меня должна быть лицензия ФСТЭК или ФСБ. Парадокс. Чтобы обучить работника для получения лицензии у меня уже должна быть лицензия - без нее нельзя обучить работника.
Вопрос №3 не так чтобы очень уж актуален, но все же. Как по прилагаемому порядку пройти обучение частному лицу? Меня больше всего волнуют первые два вопроса. И кто на них будет отвечать? А главное, в курсе ли ФСТЭК и ФСБ разрабатываемого проекта приказа Министерства образования? Или ждем 1-го сентября, наступает коллапс, а потом уже будем думать, как из него выпутаться?...
PS. Учитывая как наше родное МинОбразования занимается образованием, я бы сильно поторопился пройти обучение до 1-го сентября. А то потом могут быть большие проблемы.
Дополнительное профессиональное образование привычней, а временами является единственной возможностью заполучить корочку, которая нужна при получении лицензий ФСТЭК, ФСБ или иным образом доказать квалификацию по ИБ. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка... Не так уж и важно. Важно другое - с 1-го сентября 2013 года может вступить в силу новый приказ Министерства образования "Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности" (сейчас существует его проект). В этом проекте, а также в ФЗ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "О образовании в Российской Федерации", во исполнение ст.76.8 которого разработан проект приказа Минобраза, очень много интересных особенностей.
Одна из самых примечательных - отмена документов государственного образца о дополнительном профессиональном образовании. И тут возникает первый вопрос. Как после 1-го сентября 2013 года, а именно тогда вступает в силу ФЗ-273, выполнять требования ПП-313 или ПП-79 о предоставлении копий "документов государственного образца (дипломов, аттестатов, свидетельств) об образовании, о переподготовке, повышении квалификации по направлению "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским
классификаторомспециальностей"? Ведь без этого нельзя будет получить лицензию ФСБ или ФСТЭК. А без лицензии ФСБ дело попахивает 171-й статьей УК РФ (незаконное предпринимательство), которую активно применяли ФСБ вместе с УБЭП прошлым летом и осенью. Кстати, госдуарственная аккредитация программ дополнительного профессионального образования по новому ФЗ-273 также не осуществляется. А это по мнению ФАС запрещает выдавать документы государственного образца о прохождении обучения. Причем проблема эта двусторонняя - и тех, кто захочет получить, и тех, кто выдает лицензии.
Вопрос №2 вытекает из п.11 проекта приказа. В нем буквально написано следующее: "Организация, по инициативе которой осуществляется дополнительное профессиональное образование, должна иметь лицензию на соответствующий вид деятельности в области защиты информации, предусмотренному для выпускника данной образовательной программы". Иными словами, если я хочу обучить людей, то у меня должна быть лицензия ФСТЭК или ФСБ. Парадокс. Чтобы обучить работника для получения лицензии у меня уже должна быть лицензия - без нее нельзя обучить работника.
Вопрос №3 не так чтобы очень уж актуален, но все же. Как по прилагаемому порядку пройти обучение частному лицу? Меня больше всего волнуют первые два вопроса. И кто на них будет отвечать? А главное, в курсе ли ФСТЭК и ФСБ разрабатываемого проекта приказа Министерства образования? Или ждем 1-го сентября, наступает коллапс, а потом уже будем думать, как из него выпутаться?...
PS. Учитывая как наше родное МинОбразования занимается образованием, я бы сильно поторопился пройти обучение до 1-го сентября. А то потом могут быть большие проблемы.
19 коммент.:
Алексей, уточните, пожалуйста, из каких именно пунктов и статей ФЗ вытекает "отмена документов государственного образца о дополнительном профессиональном образовании"?
Поиском не нашёл упоминания.
Хех. Ну проблема то с допобразованием по ИБ гособразца уже существует. Правительство, Президент и ФЗ не установили ФГТ к ИБ (старый закон) и потому УЖЕ нельзя аккредитоваться на допобразование по ИБ.
В новом ФЗ уже установлено, что этим занимаются:
- для высшего образования - Минобр
- для доп - Минобр по согласованию с ФСБ и ФСТЭК
Так что ситуация вообще должна стать более определенная. Должны появиться ФГТ и как следствие - возможность аккредитации образовательной организации(для выдачи документов гособразца). Правда тут еще засада подбирается в виде "профстандартов" - правительство отработало, ждем документа от минтруда.
Теперь по прочтению.
>>о предоставлении копий "документов государственного образца (дипломов, аттестатов, свидетельств) об образовании, о переподготовке, повышении квалификации по направлению "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей"
"документов государственного образца (дипломов, аттестатов, свидетельств)... по направлению "Информационная безопасность"" - относится к документам высшего профобразования, а "документов ... о переподготовке, повышении квалификации по направлению "Информационная безопасность"" - к дополнительному, где НЕ написано что они должны быть государственного образца (а кто мне запретит читать как я сейчас прочитал? суд? гыгыгы).
Со вторым еще интереснее. Есть такая фишка, что "типовые образовательные программы" разрабатывает ВУЗ(!), а не государство. И предоставляет Минобру. А тот принимает, пишет на основании такой программы ФГОС, определяет кто такие типовые образовательные программы будет вывешивать в Инет (это здорово, раньше такого не было) и т.п. Так вот формулировка "Организация, по инициативе которой осуществляется дополнительное профессиональное образование" может относиться к той организации, КОТОРАЯ учит или разрабатывает типовую образовательную программу. И тогда все становится на свои места.
Все дело в особом "профязыке" в отрасли образования, в "понятиях" по которым они живут и которые не прописаны в нормативке. Ну почти как у в отрасли информационной безопасности.
Хотя я еще пока не совсем освоился с ентим профязыком, никто кроме суда не может заставить меня трактовать закон так, как я его прочитал и понял.
PS А ФСТЭК уже озаботилась этой проблемой. В конце марта под эгидой ФСТЭК будет сборище от ВУЗов какие требования, предложения и как их выполнять по обучению по направлению ИБ.
После 1 сентября мы еще сильнее подорожаем... исходя из собственных эгоистических побуждений, мне эта новость нравится :)
А есть какая информация по этой встрече во ФСТЭК?
ZZubra пишет
>а кто мне запретит читать как я сейчас прочитал?
в центре лицензирования ФСБ могут не посчитать часы из непонравившихся им документов и не дать лицензию.
Я читал постатейно ;-) В ФЗ написано, что форму документа по итоговой аттестации устанавливает образовательная организация, если это не определено законодательством. Законодательство определяет форму документа об обучении только для государственной аттестации, к коей ДПО не относится. И есть уже решения ФАС, запрещающие выдавать документы государственного образца при отсутствии государственной аккредитации (а ее для программ по ИБ нет). Примерно так.
Причем если с 1-м вопросом МинОбр может что-то решить, то если они оставят второй вопрос в такой формулировке, то ДПО просто загнется в России - никто не будет получать лицензию ФСТЭК/ФСБ ради того, чтобы отправить своих бойцов на повышение квалификации.
ZZubra: как это не написано? А "документов государственного образца (дипломов, аттестатов, свидетельств) об образовании, о переподготовке, повышении квалификации"? ПП-313 ;-)
Насчет ДПО - уже доразбирался до создания своего ))))
Лицензия дает право выдавать документы об образовании установленного (самим ОУ) образца, аккредитация поверх лицензии дает право выдавать документы об образовании государственного образца. Без лицензии нельзя выдавать никаких документов.
Для высшего профобразования аккредитуется НАПРАВЛЕНИЕ специальносТЕЙ по ФГОС. Для ДПО аккредитуется направление или специальность по ФГТ.
ФГТ у нас в стране есть только для "частных охранников" и "госслужащих". Кажется все (или есть еще парочку). Без ФГТ нельзя аккредитовать специальность и нельзя соответственно выдать документ гособразца - только установленного (о чем Вы и говорите). По-законам (и старому и новому) человек с таким образованием может прийти в аккредитованный ВУЗ и сдав экзамен получить поверх еще и документ гособразца.
ФГТ можно было разрабатывать если это требуется ФЗ, Президентом или Правительством. Иначе - нельзя - из-за чего СЕЙЧАС невозможно по старому закону аккредитовать ИБ по ДПО.
В новом законе такое требование явно прописано и теперь есть возможность разработать ФГТ и аккредитовать ИБ по ДПО. Стало наоборот лучше, а не хуже. Плохо - сейчас.
По второму вопросу разложу по-другому:
>>о предоставлении копий "документов государственного образца (дипломов, аттестатов, свидетельств) об образовании, о переподготовке, повышении квалификации по направлению "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей"
преобразуем в:
- о предоставлении копий документов государственного образца (дипломов, аттестатов, свидетельств) об образовании по направлению "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей"
- о предоставлении копий документов о переподготовке по направлению "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей"
- о предоставлении копий документов о повышении квалификации по направлению "Информационная безопасность" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей"
И тогда ничего не нарушая меняется смысл и пропадает требование которое выполнить невозможно, а документы установленного ОУ образца становятся достаточными для получения лицензии.
Информация по встрече есть, но приглашались по закрытому списку и только ВУЗы. Готовлю презентацию, потом выложу.
С лицензией для отправления - все же написано для образовательных учреждений на их языке. Будут учить и никто никого не накажет. Иначе сами проверяющие без людей останутся. Т.к.(!!!) согласно действующей нормативки если кто диплом получил и его периодически не подтверждает (только в ДПО это можно сделать)- диплом теряет силу. Где Вы слышали чтобы это исполняли? Хотя госы учатся раз в 3 года в обязательном порядке.
ну как-то не так...
лицензия дает вообще право на образовательную деятельность и возможность не облагать свои образовательные услуги ндс. Аккредитация давала право на выдачу документов гос. образца.
ДПО сейчас аккредитовать нельзя в силу отсутствия ФГТ - факт. Но у кого-то аккредитация действующая есть, она позволяет пока выдавать документы.
К ДПО вообще нет понятий специальностей, хотя, по всему, оно к ним должно быть привязано....
Разработку типовых программ как раз в новом приказе предлагают возложить на регуляторов, а ОО (не только вузы), на основе этих программ должны разрабатывать свои. В этом видится рука ВУЗо-ориентированных людей, не очень понимающих особенностей ДПО.
только ВУЗы... жаль, скорее всего опять разговор ни о чем будет... Очень, ZZubra, прошу, поделитесь информацией по факту.
Все правильно, за исключением "лицензия дает вообще право на образовательную деятельность". Согласно действующего Постановления Правительства заниматься образовательной деятельностью разрешается без получения лицензий (не дословно): для проведения индивидуального обучения (репетиторство), семинаров, лекций и т.п. БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ И ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ.
Образовательные программы ДПО должны разрабатываться самостоятельно ВУЗом с учетом ФГОС. Вот отсюда и специальности.
Разработку типовых программ не могут возложить на регуляторов в силу требований закона.
По прошествии мероприятия буде возможность - расскажу.
изменения в соответствующие положения о лицензировании будут внесены, а по п.2 можно Минобрнауки России указать на проблему
ZZubra, Вы будете смеяться, но все именно так, как я сказал...
вот закон об образовании
Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
Минобрнауки сейчас рождает приказ, в котором возлагает обязательства по разработке типовых программ на регуляторов (могу выслать проект.
вот как там это звучит:
15. Типовые программы профессиональной переподготовки в области информационной безопасности, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и (или) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
Для Softreanimator
Глава 15. Заключительные положения
Статья 108. Заключительные положения
8. Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Тогда все становится на свои места. Буду благодарен за проект приказа, в ответ вышлю ссылочку на мою презентацию (уже сделал) в которой приводятся те же две статьи. Лучше на xanton@list.ru
Как же эта жизнь по понятиям достала.. может кто делал запрос во ФСТЭК,
в ПП 79 используется понятие "высшее техническое" образование
как они эту самую "техничность" определяют? Группы специальностей в ОКСО тут не подходят, а о списке специальностей от ФСТЭК я не слышал.
Отправить комментарий