Прочитал тут одно
интервью, в котором директор одной из российских компаний ратует за то, чтобы потребители покупали продукцию в области ИБ именно российского производства. Какие причины названы? Их три:
- уход от зависимости от западного производителя (как будто зависимость от нестабильно стоящего на ногах российского разработчика лучше)
- цена на российское ПО ниже (правда функциональность и качество тоже страдают)
- вы вкладываете деньги в российскую экономику и деньги не уходят зарубеж.
Вот последний пункт меня и заинтересовал. А насколько он вообще правилен? Ведь мы часто слышим про поддержку отечественного производителя. И если не брать в расчет остальные причины и коснуться только ратования за нашу экономику, то ситуация выглядит не так уж и очевидно, как об этом обычно пишут.
Возьмем в качестве примера двух производителей средств защиты - западного и российского (настоящие имена не так важны). Первая компания в России зарабатывает на продаже своих решений около 60 миллионов долларов (цифра вполне реальная). Но это те деньги, которая она
получает. На самом деле ее решения продаются на сумму около 100-120 миллионов долларов, т.к. прямых продаж в России она не ведет (это стандартный путь для большинства западных вендоров в области ИБ) и все сделки идут через партнеров, которые обычно имеют от 30 до 50% скидки. Российский разработчик зарабатывает на продаже только своих продуктов около 10-15 миллионов (это высшая планка на сегодняшний день для Топ5 российских компаний); остальные доходы ему приносят перепродажа западных решений и услуги. Итак на чаше весов у нас две цифры - 120 и 15 миллионов долларов. Из первых 120-ти 60 ушло на Запад, а 60 осталось в России. В отечестве в первом случае остается 60 миллионов, во втором - 15. И кто больше поддерживает российскую экономику?
А если бы западный вендор получил право продавать самому? Тут возможно два сценария. Первый - фантастический. Вендор продает все сам, минуя партнерскую сеть. В этом случае все деньги получает он. Но... не менее 30% он отдаст государству напрямую в виде налогов. Т.е. при 120 миллионах это будет 40 миллионов долларов (опять больше 15 миллионов, которые получит российская компания; а ведь налогов она отдаст гораздо меньше). Второй сценарий более реалистичный. Продажи будут идти в соотношении 70/30 или 80/20 в пользу партнеров. В этом случае (при 70/30) западный игрок отдаст 14 миллионов в качестве налогов, а еще 40 миллионов заработают партнеры, т.е. в России останется 54 миллионов.
Разумеется я утрировал немного свои расчеты, но в целом логика верна. Я сравнивал лидеров рынка западного и российского происхождения. Если брать иностранных середнячков или даже аутсайдеров, то конечно при прочих равных вкладывать в российскую продукцию лучше (если вы конечно патриот и верите, что ваши деньги вкладываются в экономику, а не кладутся за счет в швейцарском бынке). Ситуация в пользу российского производителя изменится только тогда, когда его обороты сравняться с западными игроками.
ЗЫ. Я не ратую за приобретение только западного продукта. Исходить надо из конкретных задач и возможностей, а уж на кого попадет перст судьбы - отечественного или зарубежного производителя не так важно.