13.10.07

О безопасности... авиационной

Вспомнил случай, который вчера произошел со мной в самолете. Захожу, сожусь... у окна, рядом аварийный выход. Не раз доводилось сидеть рядом с аварийным люком, но тут стюардесса первый раз в моей практике акцентировала мое внимание на этом факте и попросила лишний раз изучить инструкцию по действию в экстренной ситуации. Стал изучать. Все как обычно, ничего нового. Решил попробовать на практике ;-)

Одним из требований было надавливание на ручку внизу люка и выдавливание его наружу. Бац. Ручки нет. Я говорю стюардессе: "Девушка, а миссия-то невыполнима - ручки нет". Она, улыбаясь: "Шутите?" Я ей: "Ни в коем разе". Она: "Откиньте ручку кресла и посмотрите под ней". Ну я попробовал. Ни фига. Более того... Ручка кресла прикручена болтами к аварийному люку (само кресло прикручено, конечно, к полу). Я в сторону стюардессы: "Люк прикручен к креслу!" Она: "Не может быть!" Причем взгляд у нее был красноречивее слов - она была действительно уверена, что следуя инструкции в данном конкретном самолете можно будет выйти через аварийный выход.

Какие выводы можно сделать в данной ситуации:
1. Приятно, что стюардесса обратила мое внимание на специфичные вопросы безопасности и не ограничилась стандартной демонстрацией надевания кислородной маски на лицо.
2. Приятно, что она была уверена, что инструкция выполнима. И, скорее всего, она это проверяла на практике.
3. Неприятно, что инструкция оказалась невыполнима в данном конкретном случае.
4. Неприятно, что security awareness не было подкреплено технически.

Все эти рассуждения можно применить и к информационной безопасности.

ЗЫ. А выводы?.. А их собственно и не будет. Хорошо, что я благополучно приземлился, хоть и с часовым опозданием ;-)

2 коммент.:

Ригель комментирует...

Если быть педантом, то в ИБ на этом месте планы действий в чрезвычайных ситуациях, каковые должны быть составлены / доводиться или быть доступными / тестироваться / пересматриваться и обновляться.
Ну а так, конечно, любым примером разрыва PDCA можно иллюстрировать любой "контроль" ИБ, реализованный с разрывом PDCA.

з.ы. Интересно, заполняют ли стюардессы авиационный аналог corrective action request или suggested improvement report?

Алексей Лукацкий комментирует...

Ну она сказала, что после того как мы покинем самолет, она сама все выяснит. Так что есть шанс, что она как минимум сообщит об этом. А вот будут ли устранять?.. Вопрос...