2 октября премьер-министр Медведев после случая с "пиратским нападением" судна GreenPeace "Арктик Санрайз" на платформу "Приразломная" в Печорском море. Спецсназ ФСБ доблестно захватил активистов-экологов, а суд выдал санкцию на их арест. Но интересно не это, а то, что после этого Правительство выпустило Постановление от 2 октября 2013 года №861 "Об утверждении Правил информирования субъектами топливно-энергетического комплекса об угрозах совершения или совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса". В нем приведен перечень угроз, относящихся к сфере действия ПП-861. На последнем, седьмом месте находится "угроза технического воздействия - несанкционированные действия техническими способами в отношении систем электропитания, управления или защиты технологических процессов (включая дистанционное) объекта в целях вывода их из строя, а также хищение секретной или конфиденциальной информации, использование которой может облегчить организацию несанкционированных действий в отношении объекта".
И дело не в том, что Правительству лучше было бы заняться защитой пенсионных накоплений граждан. И не в том, что термин "конфиденциальная информация" давно не существует и вместо него в законодательстве используется термин "информация ограниченного доступа" или "информация, в отношении которой установлено требование конфиденциальности". Дело совсем в другом.
Постановление устанавливает процедуру информирования об угрозах, включая и угрозы ИБ, не одного, не двух и даже не трех регуляторов; а целых четырех! Это МВД, ФСБ, МЧС и МинЭнерго! Забыли упомянуть ФСТЭК, т.к. по законопроекту ФСБ по безопасности критических информационных инфраструктур за безопасность критически важных объектов низкой и средней опасности (а так и незапущенная платформа "Приразломная" врядли относится к высокой степени опасности) отвечает именно ФСТЭК. Или Правительство не знало о законопроекте ФСБ (допускаю), или подразумевается, что за управление инцидентами ИБ на КВО и объектах ТЭК ФСТЭК не будет отвечать ни при каких условиях.
Информирование осуществляется незамедлительно (не позднее суток) с момента обнаружения угрозы или акта вмешательства или с момента получения субъектом ТЭК информации (в т.ч. и анонимной) об угрозе. Кто-нибудь думал как это требование применить в отношении угроз ИБ? Сообщать в МВД, МЧС, ФСБ и МинЭнерго о каждом вирусе, попавшем в поле зрения объекта ТЭК? Или о каждом сообщении Anonymous о планируемой атаке? Замечательный DDoS на 4-х регуляторов может получиться. Но пойдем дальше.
Указанные уведомления регуляторов осуществляются с помощью телефонной или радиосвязи, электронным способом или на бумажном носителе. В последнем случае писать можно только синей или черной ручкой, печатными буквами, на русском языке и не допускать помарок!
Радует форма уведомления - 17 пунктов при наличии угрозы и 10 - при наличии анонимного сообщения о ней. Без автоматизации подготовки данной формы заполнять ее при каждой вирусной атаке или сканировании сети замучаешься. Отдельного внимания стоят сами пункты, ответы на которые надо давать - о численности, о тактике действия нападающих :-)
Мы семимильными шагами идем в сторону ОБЯЗАТЕЛЬНОГО информирования об инцидентах информационной безопасности отечественных регуляторов. Сначала это было Указание Банка России 2831-У с его 203-й формой отчетности. Теперь вот ПП-861. Планируются аналогичные нормы и в части обязательного уведомления регулятора о фактах утечки персональных данных субъектов ПДн.
Готовимся! Внедряем процедуры управления инцидентами! Автоматизируем процесс заполнения форм! Жизнь становится все чудесатее и чудесатее :-)
И дело не в том, что Правительству лучше было бы заняться защитой пенсионных накоплений граждан. И не в том, что термин "конфиденциальная информация" давно не существует и вместо него в законодательстве используется термин "информация ограниченного доступа" или "информация, в отношении которой установлено требование конфиденциальности". Дело совсем в другом.
Постановление устанавливает процедуру информирования об угрозах, включая и угрозы ИБ, не одного, не двух и даже не трех регуляторов; а целых четырех! Это МВД, ФСБ, МЧС и МинЭнерго! Забыли упомянуть ФСТЭК, т.к. по законопроекту ФСБ по безопасности критических информационных инфраструктур за безопасность критически важных объектов низкой и средней опасности (а так и незапущенная платформа "Приразломная" врядли относится к высокой степени опасности) отвечает именно ФСТЭК. Или Правительство не знало о законопроекте ФСБ (допускаю), или подразумевается, что за управление инцидентами ИБ на КВО и объектах ТЭК ФСТЭК не будет отвечать ни при каких условиях.
Информирование осуществляется незамедлительно (не позднее суток) с момента обнаружения угрозы или акта вмешательства или с момента получения субъектом ТЭК информации (в т.ч. и анонимной) об угрозе. Кто-нибудь думал как это требование применить в отношении угроз ИБ? Сообщать в МВД, МЧС, ФСБ и МинЭнерго о каждом вирусе, попавшем в поле зрения объекта ТЭК? Или о каждом сообщении Anonymous о планируемой атаке? Замечательный DDoS на 4-х регуляторов может получиться. Но пойдем дальше.
Указанные уведомления регуляторов осуществляются с помощью телефонной или радиосвязи, электронным способом или на бумажном носителе. В последнем случае писать можно только синей или черной ручкой, печатными буквами, на русском языке и не допускать помарок!
Радует форма уведомления - 17 пунктов при наличии угрозы и 10 - при наличии анонимного сообщения о ней. Без автоматизации подготовки данной формы заполнять ее при каждой вирусной атаке или сканировании сети замучаешься. Отдельного внимания стоят сами пункты, ответы на которые надо давать - о численности, о тактике действия нападающих :-)
Мы семимильными шагами идем в сторону ОБЯЗАТЕЛЬНОГО информирования об инцидентах информационной безопасности отечественных регуляторов. Сначала это было Указание Банка России 2831-У с его 203-й формой отчетности. Теперь вот ПП-861. Планируются аналогичные нормы и в части обязательного уведомления регулятора о фактах утечки персональных данных субъектов ПДн.
Готовимся! Внедряем процедуры управления инцидентами! Автоматизируем процесс заполнения форм! Жизнь становится все чудесатее и чудесатее :-)
7 коммент.:
Согласен с абсурдностью, тем более что вводится единый телефон 112, по которому и следовало бы информацию сообщать.
А вот на счет "Отдельного внимания стоят сами пункты, ответы на которые надо давать - о численности, о тактике действия нападающих :-)" повнимательнее. Ключевое слово в пункте 14 - "Сведения о ВОЗМОЖНОЙ:".
Юрий, Вы попробуйте в Мск на МКАД ДПС вызвать на ДТП по 112 - получите список телефонов куда звонить... Чего уж говорить, если по 112 будут звонить еще и объекты ТЭК...
а ответственность по статье 13 ФЗ какая установлена?
Какого ФЗ?
256-го ФЗ, в честь которого это ПП N 861 было утверждено
Ответственность есть. Надо мосмотреть 257-ФЗ
regulation.gov.ru/project/5892.html
тут за бездействие ничего нет, можно не информировать?
Отправить комментарий