Благодаря Алексею Волкову обратил внимание на завершение истории с 57-ФЗ, касающимся иностранных инвестиций в предприятия, имеющие стратегически важное значение для обороны страны. Напомню предысторию. Один европейский банк задумался о риске, связанном с наличием у них лицензии ФСБ на деятельности в области шифрования. Риск многими воспринимался как несущественный, пока ФАС не отказала RBS'у в получении контроля над своим дочерним ЗАО "Королевский банк Шотландии", ссылаясь именно на наличие у последнего лицензий ФСБ, необходимых для оказания услуг ДБО. Спустя месяц ФАС внесла в Правительство предложение об исключении банков (почему только их) из под действия ФЗ-57 в части лицензий ФСБ.
И вот заключительный (возможно) аккорд этой истории - ЗАО "Королевский банк Шотландии" отказался от лицензий ФСБ только по той причине, что головная организация не смогла получить над ним контроль. Видимо риск отсутствия контроля над дочерним предприятием для RBS показался куда более существенным, чем отток клиентов, не имеющих возможности пользоваться услугами ДБО, или вероятность положительного рассмотрения предложений ФАС в весеннюю сессию.
Возможны, конечно, и иные мотивы. Например, КБШ планирует вновь запросить лицензию ФСБ после завершения процедуры получения контроля со стороны RBS. Возможно? Вполне. Но вот насколько теперь сама ФСБ готова будет "вернуть" лицензию ренегатам? Тот еще вопрос. Возможен и иной сценарий - КБШ нашла сценарии обоснования ненужности лицензий ФСБ при оказании услуг ДБО. Таких сценариев, в общем-то, немало, но надо иметь смелость, чтобы идти супротив Конторы.
Остается ждать, чем все-таки завершится эта история...
Надо не забывать, что клиенты данного банка могут оказаться преимущественно иностранными компаниями (дочками иностранных компаний), в которых нет закона об ЭЦП и российского регулирования криптографии.
ОтветитьУдалитьТеперь этот банк спокойно будет использовать то, что ему удобно и к чему привыкли его клиенты в штаб-квартирах.
Риски в первую очередь зависят от клиентов (их отношения к безопасности, их доверия к банку, их культуры), а не от сертифицированности криптографии.
Новая редакция закона об ЭЦП поставит вопрос о необходимости и связанных рисках сертифицированных средств перед всеми. Также, есть шанс, что вместе с новым законом о лицензировании пропадет сама потребность в них для банков.
Только все его клиенты - это РОССИЙСКИЕ юрлица, на которых распространяется российское законодательство.
ОтветитьУдалить