Pages - Menu

Страницы

14.10.19

Вас шантажируют утечкой данных. Что делать?

Весной 2019-го года, на CISO Forum, я проводил киберучения, где среди прочего был и такой кейс - вы получаете сообщение через соцсети (чат в Facebook Messenger, Telegram, Whatsapp, Viber и т.п.) от человека, который называет себя известным в отрасли ИБ именем и который заявляет, что нашел в Darknet доказательства утечки у вас базы данных. Он, разумеется, готов вам помочь провести расследование данного инцидента. Следующий кейс - этот же человек публикует в открытом доступе информацию об утечке в вашей компании и вы сталкиваетесь с запросами со стороны СМИ.


На прошлой неделе, на Алтайском ИТ-форуме, я проводил очередные киберучения и вновь включил в них этот кейс, чтобы проверить, насколько компании готовы реагировать на такую ситуацию, с которой они могут столкнуться в реальности. Тем более, что за день до этого в СМИ банки "обвинили" одну из российских компаний по ИБ в "ИБ-шантаже". Ведь это вполне логично, задаться вопросом: "А как бы я поступил в такой ситуации?" И задавать его надо применительно к своей организации, а не "вообще". Тем более, что утечки перестали быть чем-то из ряда вон выходящим и факты об этом становятся известными постоянно. Вон на днях в Darknet  стали продавать данные 92 миллионов бразильцев.

Вот представьте, что пока вы читаете эту заметку, к вам пришло сообщение о том, что ваша база клиентов утекла и ее продают в Darknet? Что вы будете делать? Если собрать все, что звучало в рамках киберучений (не только двух упомянутых) и добавить кое-что от себя, то вырисовывается следующий набор действий, который надо делать в таких ситуациях.

Во-первых, если с вами говорит кто-то известный или представитель известной ИБ-компании, то стоит проверить, что с вами связывается именно то лицо, чье имя указано в выходных данных вашего контакта? Во-вторых, стоит проверить, что это не информационная атака, которая направлена против вас. В-третьих, стоит начать внутреннее расследование (возможно с привлечением внешних компаний), которое подтвердит или опровергнет факт утечки. В-четвертых, стоит уведомить руководство компании о факте "шантажа". В-пятых, стоит быть готовым к общению со СМИ (о том, как это делать, я уже писал 3,5 года назад). В-шестых, в зависимости от характера утечки и содержащихся в ней данных, может потребоваться уведомить как самих пострадавших клиентов, так и регуляторов (РКН, ФинЦЕРТ, ГосСОПКА, GDPR и т.п.). Наконец, необходимо будет извлечь уроки и внести изменения как в систему защиты (если факт утечки подтвердится), так и в план реагирования на инциденты.

Самое главное, если факт утечки имеет место быть, не совершать ошибок, о которых я тоже писал после крупной утечки в Marriott год назад.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.