В пятницу ряд доблестных блогеров, активно, но не всегда верно, пишущих о различных законодательных инициативах и особенно о ФЗ-187, были приглашены на профилактическую, ой, беседу, целью которой было ознакомить блогерскую общественность со взглядами регулятора на безопасность критической инфраструктуры. За месяц до этого, через блогеров было собрано более 150 предельно конкретных вопросов, ответы на которые интересовали субъектов КИИ, а также интеграторов, оказывающих услуги в сфере, регулируемой ФЗ-187. Встреча состоялась, но ее результаты немного отличались от первоначальных ожиданий.
Судя по времени, которое регулятор взял на анализ вопросов, я считал, что будут даны ответы на все 150+ из них и уже даже заготовил бутерброды с горячим чаем и предупредил семью, что могу вернуться заполночь. Но увы... ФСТЭК, числом 4 человека, во главе с Виталием Сергеевичем Лютиковым, поделилась своим видением происходящего и будущего, а также обрисовала свое видение ключевых вопросов, касающихся защиты информации в КИИ. При этом ФСТЭК сразу предупредила, что и взгляд может быть и неправильным. Хотя учитывая, что именно они регулятор, даже неправильный взгляд стоит учитывать. РКН, вон, тоже многие вещи трактует неправильно, но это не мешает ему осуществлять надзорную деятельность в соответствие с этими неверными (на мой взгляд) трактовками. Так и со ФСТЭК. Второй важный момент, прозвучавший на встрече, все, что делает ФСБ - не может быть предметом обсуждения, независимо от того, правильно это или нет, согласен с этим регулятор или нет. В чужие дела ФСТЭК не лезет, занимась только своей зоной ответственности. Уже после встречи у нас возникла мысль, что может быть и ФСБ/НКЦКИ соберет блогеров на такое неформальное общение. Хотя я в это верю с трудом. Тот же malotavr уже делился тем, что ФСБ собирает экспертов для обсуждения, но круг этих экспертов явно иной, чемходоки блогеры, ходившие в ФСТЭК.
Однако, несмотря, на несбывшиеся ожидания от встречи, все-таки на ней прозвучало несколько, местами очень революционных идей, которые я посчитал нужным осветить. Вообще, основная идея встречи для ФСТЭК заключалась в более широком освещении темы безопасности КИИ, так как сам регулятор не всегда может достучаться до всех, а информационные письма готовить не всегда удобно и возможно. Да и аудитория у приглашенных блогеров будет, наверное, поболее, чем у ФСТЭК, о чем регулятор не преминул напомнить на встрече. Поэтому участники встречи со стороны общественности стали этаким рупором, которой должен был донести до всех интересующихся подходы и взгляды регулятора. Итак, тезисно:
Вот таков краткий перечень озвученных регулятором на встрече блогеров вопросов. Да, не совсем то, что ожидалось, но сам факт встречи можно только приветствовать. Нечасто регуляторы у нас идут на контакт и готовы делиться своей позицией с широкой общественностью. Тут можно сказать ФСТЭК только спасибо. Что касается оставшихся вопросов, то мы договорились, что из 150 вопросов будут выбраны наиболее важные и регулятор попробует на них ответить на следующей встрече, которая состоится в обозримом будущем (регулятор готов к этому).
ЗЫ. Да, кстати. Встреча началась с того, что Виталий Сергеевич Лютиков укорял некоторых экспертов, которые, выступая на публичных мероприятиях по КИИ, говорят не то, что говорит регулятор на своих мероприятиях, по сути перевирая слова ФСТЭК, что потом приводит к куче головной боли. В качестве примера было приведено высказывание одного из экспертов, который на большйо конференции высказал мысль, что перечени объектов КИИ надо направлять на имя Шевцова Дмитрия Николаевича, начальника 2-го Управления ФСТЭК. Это неверно! Так что стоит учитывать, что и я могу неверно трактовать те или иные высказывания регулятора :-) Но, надеюсь, если я местами не прав, мне старшие товарищи укажут на это. Отчасти именно поэтому ФСБ не практикует такие встречи - слишком много потом разгребать приходится :-) Не могу их винить за это, хотя открытость ФСТЭК мне импонирует больше.
ЗЗЫ. Также своим мнением о встрече поделились и коллеги:
Алексей Лукацкий, Сергей Борисов, Александр Кузнецов, Алексей Комаров, Валерий Комаров (они с Алексеем не братья), Павел Луцик |
Судя по времени, которое регулятор взял на анализ вопросов, я считал, что будут даны ответы на все 150+ из них и уже даже заготовил бутерброды с горячим чаем и предупредил семью, что могу вернуться заполночь. Но увы... ФСТЭК, числом 4 человека, во главе с Виталием Сергеевичем Лютиковым, поделилась своим видением происходящего и будущего, а также обрисовала свое видение ключевых вопросов, касающихся защиты информации в КИИ. При этом ФСТЭК сразу предупредила, что и взгляд может быть и неправильным. Хотя учитывая, что именно они регулятор, даже неправильный взгляд стоит учитывать. РКН, вон, тоже многие вещи трактует неправильно, но это не мешает ему осуществлять надзорную деятельность в соответствие с этими неверными (на мой взгляд) трактовками. Так и со ФСТЭК. Второй важный момент, прозвучавший на встрече, все, что делает ФСБ - не может быть предметом обсуждения, независимо от того, правильно это или нет, согласен с этим регулятор или нет. В чужие дела ФСТЭК не лезет, занимась только своей зоной ответственности. Уже после встречи у нас возникла мысль, что может быть и ФСБ/НКЦКИ соберет блогеров на такое неформальное общение. Хотя я в это верю с трудом. Тот же malotavr уже делился тем, что ФСБ собирает экспертов для обсуждения, но круг этих экспертов явно иной, чем
Однако, несмотря, на несбывшиеся ожидания от встречи, все-таки на ней прозвучало несколько, местами очень революционных идей, которые я посчитал нужным осветить. Вообще, основная идея встречи для ФСТЭК заключалась в более широком освещении темы безопасности КИИ, так как сам регулятор не всегда может достучаться до всех, а информационные письма готовить не всегда удобно и возможно. Да и аудитория у приглашенных блогеров будет, наверное, поболее, чем у ФСТЭК, о чем регулятор не преминул напомнить на встрече. Поэтому участники встречи со стороны общественности стали этаким рупором, которой должен был донести до всех интересующихся подходы и взгляды регулятора. Итак, тезисно:
- "ФЗ коряв, но он ФЗ". Это общая мысль к тексту ФЗ-187, который содержит немалое количество ляпов, в том числе и терминологических. Но общее мнение регуляторов, законодателей и приближенных к ним - менять ФЗ сейчас неразумно. Должно пройти минимум года два, прежде чем об этом всерьез задумаются. Поэтому ни изменения понятия "объект КИИ", ни понятия "субъект КИИ", ни перечня сфер деятельности не будет в ближайшее время.
- Подход к определению объектов КИИ от критичности процессов, которые ИС обслуживает, останется неизменным. И его поддерживает и ФСБ в том числе. Поэтому разночтений с тем, считать объектом КИИ то, что написано в ФЗ-187 или в ПП-127, у регуляторов нет.
- Позиция некоторых субъектов, считающих, что если они могут перейти на ручной режим работы, то у них нет значимых, и вообще объектов КИИ, не является верной. Важна не только доступность ИС, но и ее влияние на критический процесс. Если в результате направленного (и этот момент достаточно важен - направленность, то есть злой умыслел) воздействия на ИС будут изменены какие-либо показатели, в результате чего будут предприняты какие-то действия, приводящие к ущербу, то такая ИС тоже должна считаться объектом КИИ. Иными словами, при категорировании надо думать не только о доступности ИС.
- Планы по изменению нормативных актов:
- Будут изменены некоторые показатели в ПП-127 с целью уменьшения числа объектов КИИ, которых и так слишком много; даже при учете критичности процессов при категорировании. Например, изменят в сторону увеличения масштаб территории, которая может пострадать от направленного воздействия на объект КИИ.
- Будут уменьшать число сведений, которые должны будут отправляться в ФСТЭК по результатам категорирования. Например, исключат сведения об уязвимостях, а некоторые сведения будут загрублять, чтобы процесс категорирования не превращался в пытку (например, в части составления перечня угроз).
- Попробуют увеличить масштаб объектов КИИ, чтобы их число было не катастрофически большим. По озвученным оценкам ФСТЭК (странно, что это не было сделано при внесении законопроекта в Госдуму) в России насчитывается около 12000 субъектов КИИ (оценка примерная - было озвучено, что приславшие к моменту встречи перечни 590 субъектов - это 5-6% от их оценочного числа). Субъекты имеют, в среднем (по моей оценке озвученных ФСТЭК данных), около 40 объектов КИИ. Итого полмиллиона объектов КИИ - колоссальная работа для регулятора.
- Пересмотрят экономические показатели, так как некоторые субъекты начинают манипулировать показателями с целью ухода от значимых объектов. И доказать "махинации" достаточно сложно.
- Планируется ввести новую статью в КоАП, в дополнение к 13.12. Дело в том, что 13.12 наказывает только за нарушение обязательных требований по защите, но, например, за непредоставление перечня, за некатегорирование, за нарушение правил категорирования, за неотправку данных в ГосСОПКУ и пр. наказаний не предусмотрено. Этот пробел хотят устранить и повторить идею со статьей 13.11 КоАП по персональным данным. Наказывать по ней смогут и ФСТЭК, и ФСБ.
- Планируют вернуть сроки составления перечня объектов КИИ, от которого будет отсчитываться год на само категорирование. Вариантов рассматривается два - или как было (перечень с последующим категорированием), или конкретный срок (например, конец 2019-го года), к которому надо завершить категорирование.
- Новое ПП, которое планируют вносить в Правительство в первом квартале 2019-го года, обратной силы иметь не будет. То есть перекатегорировать ничего не надо будет.
- В приказах ФСТЭК планируют учесть обеспечение ИБ в холдинговых и интегрированных структурах.
- Наличие компенсирующих мер (например, резервирования) не является основанием для некатегорирования объекта и присвоения ему незначимой категории.
- Сеть электросвязи - это не объект КИИ.
- Водоканал - это... Все зависит от конкретной организации. Дело в том, что водоканал, как организация, занимающаяся водоснабжением и водоотведением, не относится к субъектам КИИ, так как такой сферы в ФЗ-187 нет (хотя в КСИИ была). А вот когда в Уставе конкретного ООО "что-тотамводоканал" написано про обслуживание электротехнических установок или про генерацию тепловой энергии (горячая вода и пар), то это уже сфера ТЭК со всеми вытекающими. Если вы введете в Google "водоканал устав", то найдете много готовых уставов различных водоканалов с различными целями существования организации, которые могут и попасть под действие ФЗ-187.
- ОМСУ - не является госорганом, а значит и не попадает в список субъектов КИИ.
- Немного не в тему КИИ, но прозвучала интересная информация. Оказывается есть несколько решений судов, в которых признано, что информационные системы различных ГУПов и ФГУПов являются государственными, даже несмотря на то, что ГУП/ФГУП - это коммерческая структура. Продолжаю придерживаться позиции, озвученной мной в 2015 году, но с позицией судов спорить может только сам ГУП/ФГУП.
- Если удаленный доступ (в контексте приказа ФСТЭК) осуществляется с помощью VPN, то это не удаленный доступ, а локальный. Не самый логичный вывод, но зато снимает ряд проблем, связанных с привлечением для проведения регламентных работ сотрудников сторонних организаций.
- Сенсацию (для меня) я оставил на самый конец. Прозвучала позиция регулятора (я с ней не согласен), что если деятельность субъекта КИИ зависит от облака, в котором не только размещаются данные, но и ведется работа (как делают некоторые ЛПУ с облачными медицинскими ИС), то облако надо считать объектом КИИ этого субъекта! Как при этом получить информацию об уязвимостях, угрозах, мерах защиты и т.п., не совсем понятно. Рекомендация "договариваться" классная, но в реальной жизни не работает. Если логику ФСТЭК наложить на ДБО, которым пользуется нефтяная компания, которая из-за атаки на ДБО может недосчитаться денег на счете и недоплатит денег в бюджет, то получится, что ДБО банка - это объект КИИ нефтяной компании!!! Я посмотрю на попытки нефтяной компании получить информацию от банка об уязвимостях в ДБО, ее мерах защиты, модели угроз, списке допущенных лиц и другой достаточно критичной информации, требуемой для категорирования. Такая позиция ФСТЭК имеет далеко идущие и негативные последствия для многие субъектов, использующих услуги аутсорсеров.
Вот таков краткий перечень озвученных регулятором на встрече блогеров вопросов. Да, не совсем то, что ожидалось, но сам факт встречи можно только приветствовать. Нечасто регуляторы у нас идут на контакт и готовы делиться своей позицией с широкой общественностью. Тут можно сказать ФСТЭК только спасибо. Что касается оставшихся вопросов, то мы договорились, что из 150 вопросов будут выбраны наиболее важные и регулятор попробует на них ответить на следующей встрече, которая состоится в обозримом будущем (регулятор готов к этому).
ЗЫ. Да, кстати. Встреча началась с того, что Виталий Сергеевич Лютиков укорял некоторых экспертов, которые, выступая на публичных мероприятиях по КИИ, говорят не то, что говорит регулятор на своих мероприятиях, по сути перевирая слова ФСТЭК, что потом приводит к куче головной боли. В качестве примера было приведено высказывание одного из экспертов, который на большйо конференции высказал мысль, что перечени объектов КИИ надо направлять на имя Шевцова Дмитрия Николаевича, начальника 2-го Управления ФСТЭК. Это неверно! Так что стоит учитывать, что и я могу неверно трактовать те или иные высказывания регулятора :-) Но, надеюсь, если я местами не прав, мне старшие товарищи укажут на это. Отчасти именно поэтому ФСБ не практикует такие встречи - слишком много потом разгребать приходится :-) Не могу их винить за это, хотя открытость ФСТЭК мне импонирует больше.
ЗЗЫ. Также своим мнением о встрече поделились и коллеги:
Обзоры от Сергея Борисова и Валерия Комарова, надеюсь, появятся у них в блогах.
А что мешает ФСТЭК официально опубликовать свои комментарии, чтобы потом не укорять блогеров за неверную трактовку?
ОтветитьУдалитьВедь каждый трактует, как ему выгоднее, а в отсутствие документального первоисточника достоверность этой информации со встречи так себе.
Напомню из вашего же предыдущего поста:
"В Facebook некоторые коллеги говорили, что на совещании в ФСТЭК, когда этот вопрос обсуждался, ФСТЭК заявила, что применение СКЗИ не является обязательным, а отдается на откуп лицензиату. Я, присутствуя на двух совещаниях ФСТЭК по этому вопросу, что-то не припомню такой позиции регулятора. Как раз наоборот."
Полномочий у них официально публиковать комментарии. Информационные сообщения могут. Но это гораздо дольше и сложнее. Хотя, конечно, официальный ответ регулятора был бы лучше
ОтветитьУдалитьСтатья 12 Закона "О связи"
ОтветитьУдалитьЕдиная сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий:
сеть связи общего пользования;
выделенные сети связи;
технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;
сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.
Правильно понимать что все 4 категории не подпадают под КИИ?
Правильно. У меня был более конкретный вопрос - маршрутизатор требует защиты в рамках КИИ или нет. Ответ был, что маршрутизатор - это часть системы управления, которая и является объектом КИИ. Позиция спорная, конечно
ОтветитьУдалитьЕсли маршрутизатор ОКИИ, то криптомаршрутизатор тоже ОКИИ, а если сеть построена на криптомаршрутизаторах, которые входят в СОИБ то и СОИБ есть ОКИИ? Но СОИБ обеспечивает защиту ОКИИ :) что за фигня?
ОтветитьУдалитьИ еще вопрос. Система оповещения ГОЧС подключенная к Региональной автоматизированной системой централизованного оповещения города Москвы, является ОКИИ? Ведь если она не будет работать и получать оповещения, то могут пострадать люди.
Да и Да :-)
ОтветитьУдалить