Во вторник и среду довелось мне по приглашению моих друзей из компании Innostage посетить организованную ими конференцию по кибербезопасности в рамках более крупного ИТ-мероприятия DigitalWeek с участием Президента Татарстана, министра российской цифровизации и других не менее высоких чинов. Я не выступал, но зато вел три дискуссии, обзором которых и хочу поделиться в серии заметок. Первая из них называлась "Отстает ли российский рынок ИБ от западного?".
Фрагмент ИТ-выставки |
Началось все с провокационной просьбой в зал поднять руки тем, кто считает, что российские решения лучше или хотя бы не уступают по своим функциональным характеристиками и качеству иностранным аналогам. И чтобы вы думали? Всего одна рука в зале на 200 человек. Это достаточно показательная картина, на которой можно было и завершить круглый стол, так и не начав его, но мы не ищем легких путей и поэтому я стал мучать участников дискуссии вопросами о том, когда “иностранцам” в России укажут на дверь и что делать потребителю, которого заставляют мучаться, но есть кактус?
Фото с предшествующей сессии про то, что ждет отрасль ИБ и ИТ через 3-5 лет |
Василий Дягилев (CheckPoint) высказал мысль, что российские игроки за последнее время сделали гигантский скачок и если еще три года назад никто всерьез их и не рассматривал, то уже в прошлом, пандемийном году они очень быстро перестроились под нужды рынка, а сейчас достаточно активно наступают на пятки иностранным игрокам. Тут я могу частично согласиться с этой позиций - с момента подготовки моей презентации о домотканных средствах защиты (вот тут я тоже про это писал) на российском рынке появились не только новые имена среди игроков, но и среди номенклатуры средств защиты. IRP, SOAR, DDP (обманки), THP (Threat Hunting), TIP (Threat Intelligence) и т.п. Да, пока многие из этих решений делают только свои первые шаги и аналогами их называть еще рано, но по крайней мере с точки зрения категорий решений они уже явно не пустуют, как это было еще несколько лет назад. Олег Шальнов из Концерна “Энергоатом” своей репликой подтвердил слова Василия и сказал даже больше - у них в Концерне произошло практически полное импортозамещение и в области информационной безопасности они используют практически 100% отечественных решений. Лично для меня это было удивительно слышать, так как буквально в этот же день на площадке ТНФ-2021 прошла сессия "Импортозамещение в ИТ: отечественные решения для нефтегазовой отрасли", на которой выступила с докладом Лилия Загородных, директор программ по рискам, импортозамещению и непрерывности деятельности Департамента информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций "Газпромнефти”. Она сообщила, что заявленный план перехода объектов КИИ на российское ПО и оборудование к 2023-2024 г. выглядит красиво, но нереалистично. "Как мне, как директору по импортозамещению перевести нефтянку на все российское ПО и оборудование? Это сложно. Для нефтяников в первую очередь приоритетом является безопасность. Я за импортозамещение и могла бы сказать, что мы это сделаем. Но я опасаюсь, что нет". Возможно в Газпромнефти и Энергоатоме разные ПО и железо, но я из практики тоже больше склоняюсь к позиции Лилии Загородных. Но вернемся к секции.
Владимир Бенгин (Минцифры), который отдувался за всех регуляторов, высказал очень здравую мысль о том, что импортозамещение должно быть умным, то есть не всех и не сразу, а только значимых объектов (уже немалое подспорье) и только по окончании срока амортизации (это из проекта Указа Президента по импортозамещению в КИИ). При этом субъект КИИ может и дальше использовать иностранные решения, если сможет обосновать соответствующей комиссии свое решение. При этом Владимир высказал мысль, что Минцифры против ухода иностранных игроков с российского рынка, так как у отечественных вендоров тогда пропадет не только пример, к которому можно стремиться, но и конкуренция, что приведет только к застою. Я целиком и полностью поддерживаю позицию Владимира и его министерства, но вот шаги, которые я вижу все-таки говорят о том, что государство в целом планомерно выдавливает “иностранцев” из страны, не предложим ничего взамен. Если государство думает, что иностранные игроки всеми конечностями будут жержаться за российский рынок и довольствооваться подачками, то это не так. И в тучные времена доля России в объеме бизнеса иностранных ИТ и ИБ-компаний составляла около 1%. По мере импортозамещения эта цифра будет снижаться и экономического смысла продолжать держать в стране мощные офисы, вкладываться в сертификацию (которая не дает никаких преференций и не позволяет попасть в нужные реестры), разработку и поддержку нет. Поэтому в какой-то момент времени крупные ИТ и ИБ компании могут просто развернуться и уйти из страны вслед за уже ушедшими небольшими игроками рынка.
Семирханов Мидхат (Forcepoint) добавил, что хороший (продаваемый) продукт, интересный не только в России, но и на Западе/Востоке, зависит не только и не столько от программистов, которые в России и правда хороши. Очень важную роль играет маркетинг и продажи, с чем у наших игроков наблюдается провал. Без них не то, что выходить к иностранным заказчикам бессмысленно (о том, что у вас классный продукт просто никто не узнает), но и в России и ее сателлитах о серьезном прорыве говорить не приходится. Ему вторил и Андрей Брызгин (Group-IB), упомянув клиентоориентированность как фундамент для развития бизнеса в ИБ-сфере. Тут, правда, и Владимир Бенгин. и Василий Дягилев отметили, что у российских игроков есть преимущество, так как они находятся ближе к клиентам и готовы быстрее реагировать на потребности рынка и заказчиков, реализуя фичи, которые у иностранцев нет и в ближайших релизах может и не появиться. Хватило бы денег на реализацию всех хотелок. Все-таки многие иностранные ИТ-монстры развивались на заказах от государства, что позволило им потом завоевать весь мир. Владимир Бенгин отметил, что наше государство тоже готово поддерживать ИТ-компании, хотя со своей стороны отмечу, что не каждый ИБ-игрок (особенно если он сервисный провайдер) может рассчитывать на помощь государства. Кроме того, пока о госзаказах речи нет и не факт, что они появятся в области ИБ.
Кстати, о сервисных провайдерах. Мидхат Семирханов несколько раз упоминал сервисную модель как некий тренд в мире и в России, но, как мне показалось, он так и не выразил до конца свою мысль, что если сервисный провайдер использует иностранные решения, то заказчик этого все равно не видит, получая готовый сервис от российской компании, что позволяет в целом обойти требование по импортозамещению. И насколько мне известно некоторое количество зарубежных ИБ-игроков прекрасно используют эту модель на практике (лайфхак для тех, кто ищет пути).
Пытаясь вовлечь зал в дискуссию, я задал еще один вопрос, - есть ли решения, которых им не хватает у российских игроков. Ответов не последовало, из чего я могу сделать вывод, что либо все участники просто стеснялись, либо они не используют российских решений и пока не рассматривают импортозамещение, поэтому и не знакомы с предложениями российских ИБ-вендоров (вариант, что их все устраивает я даже не рассматриваю). И только Андрей Иванов из компании Яндекс ответил на этот вопрос, сказав, что им не хватает высокопроизводительных МСЭ. средств шифрования для облачных сред. И это правда. Таких решений у нас действительно нет. И даже для необлачных их тоже нет. Я знаю, что даже регуляторы, навязывающие импортозамещение в России, по-прежнему используют иностранные решения у себя в ядре или в ЦОДах, не имея отечественных альтернатив или не рискуя их ставить у себя в инфраструктуре.
Продолжая тему поддержки государства хотел бы еще отметить негативный факт - если посмотреть на резидентов Сколково, которые являются реально стартапами, а не монстрами типа Инфовотча или Group-IB, то они либо умирают через год-другой, либо сразу ориентируются на западные рынки, просто не имея возможности найти в России свою аудиторию. Тут получается замкнутый круг, чтобы продать свои решения крупным заказчикам, надо быть в реестре Минцифры и Минпромторга и иметь сертификаты ФСТЭК или ФСБ. А чтобы получить эти сертификаты, надо потратить кучу денег на танцы с бубном и выполнение никому ненужных телодвижений или функций, которые еще и будут шоу-стоппером при выходе на зарубежные рынки. А чтобы потратить кучу денег - надо ее заработать. А чтобы заработать... В итоге у нас нет достаточного количества стартапов, как это происходит, например, в Китае, Корее, Израиле, Германии, Испании и, конечно, США. Я не успел задать этот вопрос, но есть мнение, что скоро в России останется только большая пятерка именно отечественных игроков по ИБ, а все остальные будут либо поглощены, либо вынуждены будут уйти с рынка.
Кстати, схожую мысль об укрупнении, но вокруг государственных компаний (Ростех, Ростелек, Сбер и т.п.) высказал и Мидхат Семирханов. Владимир Бенгин, как представитель государства, что интересно, высказался против такого огосударствления рынка ИБ, так как это приведет к его выхолащиванию. Посмотрим, кто будет прав на горизонте в 3-5 лет, а именно такой временной отрезок рассматривался на секции до “моей”, где представители Positive Technologies и Касперского высказали мысль, что у российских игроков все прекрасно, много перспектив, на Западе много денег и скоро отечественные ИБ-компании (которые еще останутся не под санкциями) завоюют весь мир. Мне понравился такой оптимизм, хотя, как мне кажется, коллеги, высказавшие эти мысли, не учитывают один простой факт. Китаю мы нафиг не сдались - у них игроков гораздо больше и иностранцев они не жалуют. А вот западный мир, живущий по христианскому принципу “око за око”, будут ставить такие же заградительные препоны (уже ставят), как это делается и в России. Причем, я не буду спорить о том, кто “первый начал”, но факт есть факт. Нас там никто не ждет и примеров действительно успешной экспансии на иностранные рынки, особенно в последние 4-6 лет (после реализации непреодолимого желания Крыма влиться в состав нашей необъятной Родины) я сейчас и не вспомню. Есть отдельные попытки выйти на рынки Средней Азии и Ближнего Востока, есть примеры поставок в страны Южной Америки и даже Африки, но победоносным шествием это пока назвать нельзя; так, скорее пробираемся огородами. Приводить в пример Касперского не стоит - он это делал задолго до геополитических баталий и объявления России врагом №2 (после Китая) почти во всех прогрессивных странах. После этого, успехом пока хвастаться некому. Разве что Group-IB, которая сменила прописку и штаб-квартиру с России на Сингапур. Но пока оценивать ее успехи и насколько она будет продолжать называть себя российской рановато.
В целом, если подводить итог часовой дискуссии, я бы отметил, что перспективы есть у всех сторон - у государства не накосячить, у иностранцев - не уйти с рынка, у российских вендоров - сделать действительно востребованные потребителями продукты, а не только закрывающие регулятивные требования. А пока мы находимся в позе Ван Дамма, раскорячившегося между двумя грузовиками, - либо удержимся, либо е*немся и тогда будет больно.
ЗЫ. Кстати, в заголовке использовалось слово “выпихнут”, а не то, что вы подумали.
😊Отрасль обосабливается...
ОтветитьУдалитьБалканизируется
ОтветитьУдалить