Pages - Menu

Страницы

12.10.20

5 целей сбора персданных в рамках нового указа мэра столицы

Зарекся писать про тему прав субъектов персональных данных и законодательство про это, так как не только перестал понимать логику его авторов, но и потому что исполнительная власть давно и успешно положила болт на это законодательство и комментировать его действия сложно. Вот про техническую защиту персональных данных пишу и рассказываю - там все чуть проще и понятнее. В мае вот выступал на GDPR Day с рассказом про защитные меры по ФЗ-152 и GDPR. На днях доделал документ по мотивам этой презентации, где в сжатой форме попробовал собрать все ключевые вещи, связанные с технической защитой персональных данных. Но тут Михаил Юрьевич задался сакраментальным вопросом, а зачем мэрия собирает ПДн работников, переведенных на удаленку. И так как он рассмотрел, на мой взгляд, не все возможные причины сбора этих данных, то позволю себе продолжить его заметку и пофантазировать.

Я вижу 5 причин (целей, в терминах ФЗ-152), зачем мэрия это делает. Причина первая - самая очевидная. В мэрии работают недалекие люди, с полностью отсутствующим критическим мышлением, незнанием законодательства; этакие винтики, которые в меру своего понимания делают то, что им устно кто-то приказал, услышав такое же устное распоряжение еще от кого-то сверху и так по цепочке. Чиновники мэрии превратились в собак из опытов Селигмана (я про них писал в контексте ИБ), потеряв всю инициативу и желание сделать что-то по уму.

Причина вторая - мэрия действительно считает, что собрав запрашиваемые данные, действительно можно бороться с распространением пандемии. Видимо, они не расписывали весь процесс пользования вещами, чьи идентификаторы они запросили. Иначе бы они поняли, что "сотрудник на удаленке" не обязан сидеть дома и он может находиться где угодно (даже вне офиса). И карты "Тройка"/"Стрелка" могут спокойно циркулировать в семье между ее членами, не обязательно находясь в руках одного конкретного человека. На закономерный вопрос - а откуда у работодателя могут появиться данные по ЛИЧНЫМ вещам сотрудников (телефон, автомобиль, проездные и т.п.), отвечу аналогией. ЦБ как-то пытался нагнуть разработчиков банковского ПО повысить его безопасность. Не смог. В итоге переложил это требование на своих поддопечных - на финансовые организации, которые уже сами выставляют требования к покупаемому софту. Не можешь сам - заставь того, кто сможет. Так и тут. Мэрия прекрасно понимает, что если она попросит обновить москвичей свои данные на портале госуслуг (а данные по телефонам, почте, автомобилям, месту регистрации и фактического проживания, собственность, там обычно указаны), то ее пошлют на йух. А вот сделать это руками работодателя, милое дело. С тем, кто платит тебе зарплату, обычно спорят гораздо реже; особенно в нынешние времена. Но вернусь к цели - бороться с коронавирусом это не поможет, но мэрия это не понимает, потому что см. причину №1. Если эта версия верна, то скоро работодателей ждут новые штрафы за нарушение режима удаленки их сотрудниками. А вообще цель праведная, только вот реализация опять страдает (см. причину №1). Коммуникативным навыкам чиновники у нас не обучены - отсюда провалы многих, местами важных и нужных, проектов.

Третья возможная причина - мэрия выступает ширмой для спецслужб, которые таким образом решили обогатить свои базы новыми данными, или обновить данные существующие. Вполне себе версия. Судя по тому, что схожая концепция применяется сейчас, чтобы загнать людей в ЕБС (Единая Биометрическая Система) и собрать биометрию граждан, то тут может быть схожая идея. Метод выбран, конечно, слишком прямолинейный и не факт, что он сработает, но... см. причину №1.

Четвертая цель сбора персданных москвичей - надевание москвичей на кукан, то есть продолжение отработки процесса мониторинга граждан на примере самого крупного города страны. Если это получится здесь, то в менее населенных населенных пунктах это будет сделать чуть проще (хотя там появятся свои сложности из-за этой меньшей населенности). Но учитывая, что сейчас во многих "ведущих" странах мира (например, Китай) идут схожие процессы (контроль всех и вся), то это вполне укладывается в данную версию. Третью и четвертую причину называть публично никто не будет. Отсюда и глупые отмазки мэра и мэрии на вопросы со всех сторон (хотя глупые отмазки могут из-за причины №1).

Ну и пятая, финальная версия. Столкнувшись с нехваткой средств из-за весенне-летнего карантина, бюджет надо как-то наполнять деньгами. И вариантом вполне могут стать штрафы за нарушение режима удаленки. Бизнес закрываться решением властей не будет, но доить его будут сильнее. Попутно заставляя работодателей нажать на сотрудников, чтобы они сидели по домам. То есть опять чужими руками попытаться решить проблему социальной дистанции, заработав еще на этом. Не знаю. на какие цифры роста бюджета можно рассчитывать в таком случае, но... см. причину №1.

Вот такая конспирология... 

Интерфейс загрузки ПДн удаленщиков... Опять не работает (фото Циникса из телеги)


3 комментария:

  1. Для гос. органов в законе есть универсальное исключение:

    Согласие не требуется, если:

    "Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей" (ст.6, ч.1., п.2).

    Таким образом, госслужащим не нужно размышлять о том, как выполнить закон. Все что они делают, входит в функции, полномочия или обязанности. А если кто сомневается - добро пожаловать в суд. Судебная практика подтверждает этот тезис.

    ОтветитьУдалить
  2. К комментарию выше.

    Однако согласие требуется организации, чтобы передать куда-то данные работников, для целей не предусмотренных ТК.

    ОтветитьУдалить
  3. К комментарию выше

    Это проблемы индейцев.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.