Вчера РБК опубликовала статью о том, что Минкомсвязь выступила с инициативой обязать оснастить все объекты КИИ отечественным ПО и железом. И я не смог пройти мимо двух проектов (Указа Президента и Постановления Правительства), которые были подготовлены в рамках этой инициативы. Отвлекусь и скажу, что когда за информационную безопасность в Минцифре отвечал г-н Соколов, это было терпимо. Он хоть и не понимал ничего в объекте регулирования, но и не лез туда особо со своими законодательными инициативами. А вот когда в Минцифру на роль замминистра пришла г-жа Бокова (прославившаяся участием в законе о суверенном Рунете), то ситуация, похоже, сдвинулась с мертвой точки и теперь будет ухудшаться, так как привычка сенатора выходить с законодательной инициативой теперь, видимо, найдет свое преломление в новой роли и нас еще ждет немало нормативных экзерсисов.
Но вернемся к теме. Я перечислю все инициативы, которые предложены в двух проектах:
ЗЫ. Уже вчера вечером стало известно, что замминистра Соколов, чьим именем и электронной подписью подписаны все описанные в заметке проекты, покидает Минкомсвязи. И как теперь будет развиваться эта история становится еще менее понятно. Либо упавшее знамя подхватит другая замминистра, г-жа Бокова, либо тему спустя на тормозах. Будем поглядеть...
Но вернемся к теме. Я перечислю все инициативы, которые предложены в двух проектах:
- Правительство должно до 1-го сентября ЭТОГО, то есть 2020-го года, утвердить требования к ПО и железу и порядок перехода на его использование.
- Все субъекты КИИ (без исключений) должны перейти на отечественное ПО до 1-го января 2021 года, а на отечественное железо до 1-го января 2022 года. То есть на переход на ПО дается всего 4 месяца. Это я так, просто подсчитал временной интервал, а то замминистры у нас одаренные и привыкли считать, что переход на ПО осуществляется по команде "раз-два", то есть мгновенно.
- По мнению замминистра Соколова, изложенного в пояснительной записке, принятие Указа не потребует дополнительных расходов бюджета РФ. Логично же. На такое бюджет совсем не нужен, когда можно на плечи потребителя все переложить. На прошлом Уральском форуме, вице-президент по ИТ одного из госбанков упомянул, что импортозамещение по их оценкам обойдется только им в 400 миллиардов рублей. И, конечно, эти деньги будут взяты не из бюджета. Ну разве, что Игорь Иванович попросит помочь Владимира Владимировича деньгами на импортозамещение. Но он у нас такой один - бюджет не оскудеет от этого; и курс рубля не упадет, и нефть не рухнет от этого.
- Отвечать за реализацию Указа Президента по информационной безопасности будут... нет, не ФСТЭК с ФСБ, а Минцифра с Минпромторгом. Ведь именно они как нельзя лучше знают, как обеспечивать информационную безопасности объектов КИИ.
- Указ и Постановления Правительства распространяются на ВСЕ объекты, включая незначимые. И никого не волнует, что требования по ИБ у нас установлены только для значимых объектов. И никого не волнует, что ФСТЭК с Минпромторгом уже согласовали дифференцированные требования по доверию к средствам защиты и иным решениям, используемым на объектах КИИ. Плевать. Всех под одну гребенку! И Газпром и небольшую котельную, и РЖД и курьерскую службу, и Сбербанк и микрофинансовую организацию или ломбарж.
- Все используемое на ОКИИ ПО и железо должно быть включено в реестр отечественного или евразийского ПО или реестр радиоэлектронной продукции. Есть и исключения. Если аналоги иностранного ПО или железа не включены в РПО/РЕП/РРП, то можно и зарубежные ИТ-решения применять, но при этом его обновлять или поддерживать могут только компании, которые не находятся под прямым или КОСВЕННЫМ контролем иностранных физических или юридических лиц. Минцифра наступает на все те же грабли, что уже наступала ФСТЭК некоторое время назад. Но ФСТЭК тогда устранила все эти проблемы, но Минцифра, видимо, решила повторить этот путь заново. Вот, правда, в здравый смысл нового и старого замминистра я что-то, в отличие от ФСТЭК, не очень верю.
- Если ПО или железо является средством защиты, то дополнительно к требованиям Минцифры и Минпромторга добавляются требования ФСТЭК. А если ПО или железо еще и атаки ловит и инциденты передает, то оно должно соответствовать все еще отсутствующим требованиям ФСБ.
- Переходить на отечественное надо не только для новых объектов, но и на уже существующих. То есть выкинуть и заменить на новое и родное.
- При переходе, правила которого должны быть утверждены до 1-го сентября, надо провести аудит объекта КИИ. Чиновники не знают, что аудит проводят на соответствие чему-то и поэтому в проекте ПП написано, что надо просто провести аудит. Мне кажется, что авторы проектов нормативных актов имели ввиду инвентаризацию используемого и планируемого к использованию ПО и железа. Но могу и ошибаться - пытаться подняться до высот замминистра и уровня его компетенций я не могу. Потом надо провести анализ требований Правительства по переходу на отечественное ПО и железо, поискать аналоги и оценить сроки амортизации используемого оборудования и сроки действия прав на ПО. Правда, зачем оценивать сроки амортизации и права на софт непонятно - это никак не влияет на требование перехода (хотя и должно).
- После проведения анализа из пункта выше список используемого и планируемого ПО и железо должен быть согласован с Минцифрой и Минпромторгом (а могут ведь и не соглассовать). Напомню, что все это надо будет сделать в промежуток с 1-го сентября до 31 декабря и не забыть еще закупить и внедрить все купленное.
Одна радость. В предпоследнем пункте проекта Постановления Правительства о порядке перехода говорится о том, что по итогам всех описанных выше мероприятий надо составить план перехода и отправить его копию в Минцифру и Минпромторг. Это как бы намекает на то, что до 1-го января 2021-го года надо всего лишь направить вновь появившимся в области КИИ регуляторам только планы перехода на отечественное ПО и железо, а реализовывать их по мере возможности, уже с учетом срока амортизации и сроков окончания прав на ПО, а также наличия финансовых возможностей. Но, правда, формулировки всех остальных пунктов говорят о том, что к этому сроку надо перейти на российское. Я только дочитав до последнего пункта документа задумался, что возможно речь идет не о самом переходе, а о плане перехода.
Так что будем посмотреть на то, как это вся эпопея будет разворачиваться. Если возобладает здравый смысл, то все останется как есть. Если г-н Соколов и г-жа Бокова будут настаивать, то своими действиями они убьют недобитый коронавирусом и обязательной добровольной самоизоляцией бизнес, которому "посчастливилось" быть отнесенным к критической информационной инфраструктуре.
ЗЫ. Уже вчера вечером стало известно, что замминистра Соколов, чьим именем и электронной подписью подписаны все описанные в заметке проекты, покидает Минкомсвязи. И как теперь будет развиваться эта история становится еще менее понятно. Либо упавшее знамя подхватит другая замминистра, г-жа Бокова, либо тему спустя на тормозах. Будем поглядеть...
А где можно почитать эти чудесные проекты?
ОтветитьУдалитьАббревиатура является избыточным комментарием в данном случае
ОтветитьУдалитьТакое впечатление, что НПА используется с целью информационного вброса - можно собрать экспертную критику и посмотреть реакцию, а там уже можно внести изменения в НПА, всяко легче чем новые выпускать
ОтветитьУдалитьАлексей: когда опубликуют :-)
ОтветитьУдалитьUnknown: кстати, не такой уж и плохой вариант, если результат будет положительным
А если у меня котлы под управлением Siemens, мне котлы менять?
ОтветитьУдалитьА вот так можно будет: https://cs.pikabu.ru/post_img/big/2013/11/01/10/1383324995_1329178354.jpg