Есть такое классное мероприятие по ИБ (не в России), которое называется The Workshop on the Economics of Information Security (WEIS) и которое из года в год собирает доклады, посвященные различным исследованиям в области экономики ИБ. В этом году WEIS проходил в Бостоне 3-4 июня и в его рамках было представлено ряд интересных докладов, о которых мне хотелось бы немного рассказать.
Равив Марчиано-Горофф представил исследование о влиянии калифорнийского закона 2002 года о раскрытии инцидентов с утечками данных на инвестиции в информационную безопасность. В России после принятия ФЗ-152 ситуация с ИБ не менялась до 2008-го года, когда было принято первое "четверокнижие" ФСТЭК с требованиями по защите ПДн. После этого многие службы ИБ "подняли" денег на выполнении требований регулятора. А вот закон Калифорнии, как оказалось, не сильно повлиял на американский бизнес и его инвестиции по ИБ. Исследование проводилось среди 214 тысяч компаний, которые оценивались по одному параметру - установка обновлений безопасности на web-сайтах, обрабатывающих персданные. Выглядит достаточно нестандартно, но, видимо, это единственно публичная и унифицированная информация, которую нашел Равив. Так вот оказалось, что только 1,8-2,8% компаний обновили свои сервера после выхода закона американского штата. Это позволило сделать вывод, что принятие аналога ФЗ-152 не сильно повлияло на инвестиции в ИБ. Примерно тоже самое мы видим и в России сейчас (хотя у нас таких исследований и не проводилось). Думаю, что GDPR немного изменит эту статистику, но только по одной причине - сумма потенциального штрафа.
Второе исследование посвящено поиску ответа на вопрос - как влияет публикация сведений об инцидентах ИБ на рынки, стоимость компаний и т.п. экономические вопросы. Авторы отмечают, что связь между инцидентами и шумихой в СМИ и ростом активности со стороны регуляторов достаточно очевидна, а вот экономическая значимость инцидентов пока не доказана. Они и попробовали это сделать, оценив не столько прямые потери пострадавших компаний, сколько влияние на рынок в целом. Среди выводов можно отметить:
Равив Марчиано-Горофф представил исследование о влиянии калифорнийского закона 2002 года о раскрытии инцидентов с утечками данных на инвестиции в информационную безопасность. В России после принятия ФЗ-152 ситуация с ИБ не менялась до 2008-го года, когда было принято первое "четверокнижие" ФСТЭК с требованиями по защите ПДн. После этого многие службы ИБ "подняли" денег на выполнении требований регулятора. А вот закон Калифорнии, как оказалось, не сильно повлиял на американский бизнес и его инвестиции по ИБ. Исследование проводилось среди 214 тысяч компаний, которые оценивались по одному параметру - установка обновлений безопасности на web-сайтах, обрабатывающих персданные. Выглядит достаточно нестандартно, но, видимо, это единственно публичная и унифицированная информация, которую нашел Равив. Так вот оказалось, что только 1,8-2,8% компаний обновили свои сервера после выхода закона американского штата. Это позволило сделать вывод, что принятие аналога ФЗ-152 не сильно повлияло на инвестиции в ИБ. Примерно тоже самое мы видим и в России сейчас (хотя у нас таких исследований и не проводилось). Думаю, что GDPR немного изменит эту статистику, но только по одной причине - сумма потенциального штрафа.
Второе исследование посвящено поиску ответа на вопрос - как влияет публикация сведений об инцидентах ИБ на рынки, стоимость компаний и т.п. экономические вопросы. Авторы отмечают, что связь между инцидентами и шумихой в СМИ и ростом активности со стороны регуляторов достаточно очевидна, а вот экономическая значимость инцидентов пока не доказана. Они и попробовали это сделать, оценив не столько прямые потери пострадавших компаний, сколько влияние на рынок в целом. Среди выводов можно отметить:
- Инвесторы не реагируют однозначно негативно на инциденты с безопасностью.
- Невзломанные компании сталкиваются с отрицательной доходностью после объявления инцидентов в своей отрасли, а также с ростом затрат на аудиты на 6%.
- Доходность акций страховых компаний также падает.
Третье исследование было посвящено экономической эффективности программ bug bounty. Я вспоминаю выступления Кирилла Ермакова из Qiwi на прошлогоднем "Код ИБ. Профи" в Москве, где он сравнивал экономику пентестов и bug bounty. На WEIS 2019 исследование базировалось на большем количестве исходных данных. Не буду перечислять все выводы; обращу внимание лишь на парочку:
- Для фирм гораздо выгоднее запускать программу bug bounty для поиска уязвимостей в своих системах, чем искать высоквалифицированного и дорогого хакера (пентестера).
- Bug bounty не заменяет внутреннюю ИБ. При отсутствии системы защиты выплаты вознаграждений по программе bug bounty будут слишком велики. При этом внедрение системы ИБ в компании приводит к снижении выплат и нахождению определенного баланса между размером выплат и стоимостью системы защиты.
В заключение упомяну еще одно исследование, представленное на WEIS 2019. Оно было посвящено изучению оценки влияния фондового рынка на инвестиции в проекты по ИБ, которые имели некоторую публичную составляющую. В частности, речь шла о получении сертификатов соответствия английской Cyber Essentials и ISO 27001. 145 сертификатов UK Cyber Essentials за период 2014-2018 годы привели к положительной оценке со стороны фондового рынка и рост доходности компаний, получивших сертификат. А вот с ISO 27001 ситуация оказалась прямо противоположной и даже парадоксальной. 76 сертификаций по ISO 27001 с 2001 по 2018 годы показывают значительную негативную оценку со стороны рынка. По мнению авторов исследования это связано с тем, что рыночные аналитики и инвесторы рассматривают дорогостоящие инвестиции в ISO 27001 как бессмысленную трату денег, которая только ухудшает финансовые показатели компаний и ничего не дает с точки зрения бизнеса. Интересная версия...
Только сдал экзамен и получил сертификат ведущего аудитора по ISO 27001:2013 в BSI в связи с планом по сертификации одного из бизнес процессов компании. Полагаю проблема в том, что по стандарту проводится сертификация некоторого бизнес процесса в части его соответствия рекомендациям по управлению ИБ, но не предусмотрено никакой сертификации собственно системы защиты информации на соответствие каким-то рекомендуемым или обязательным мерам защиты. Например, профилям защиты по ISO 15408, NIST, приказам ФСТЭК России № 21 и т.п. Толку от сертификации только в части управления ИБ мало. Если оно имеется, то это хорошо, но этого явно не достаточно для достижения уровня зрелости компании по ИБ. Разве что, только для участия в конкурсах с иностранными компаниями, где наличие сертификата является обязательным. Для РФ наличие сертификата вообще сложно обосновать для бизнеса, потому что надо реализовать требования законодательства по ИБ, в котором то же самое, но в иной форме, указано в НПА регуляторов. И, кроме того, установлены обязательные для выполнения меры защиты. А сертификаты по ISO нечего дают при проверках регуляторов.
ОтветитьУдалитьИдея сертификации конкретного бизнес-процесса в контексте ИБ вообще выглядит странной... А остальные процессы могут быть не защищены?
ОтветитьУдалитьДа. Могут. При сертификации указывается конкретный процесс и проверяется организация управления ИБ только для этого процесса.
ОтветитьУдалитьЯ знаю что могут. Это и странно :-)
ОтветитьУдалить