Pages - Menu

Страницы

15.9.17

О стандарте ЦБ по ИБ аутсорсинга

Еще несколько лет назад тема ИБ не была в фаворе у журналистов, которые очень редко радовали читателей темой кибербезопасности. Однако время текло и тема стала не просто очень горячей, а регулярно всплывающей на первых страницах ведущих деловых изданий - Коммерсанта, Ведомостей, РБК и т.д. И это привело к тому, что качество многих статей стало очень сильно страдать. Часто материал выпускается без какой-либо проверки фактов, с приглашением непонятных экспертов, а то и вовсе с такими ляпами, что диву даешься. В качестве примера возьмем проект стандарта ЦБ по информационной безопасности аутсорсинга.

Началось все со статьи в "Известиях". Когда я ее прочитал, я выпал в осадок, так как она не просто изобиловала фактическими ошибками, а была построена на изначально неверной базе. Статья почему-то была посвящена стандарту по аутсорсингу кибербезопасности. Но дело в том, что этой теме была посвящена первая версия проекта стандарта, выпущенная в прошлом году. Текущая версия посвящена кибербезопасности аутсорсинга. Слова те же - суть совершенно иная. Я тогда смолчал, просто прокомментировал в соцсетях новости, которые опубликовали специализированные порталы по ИБ с публикацией этой статьи. Я могу понять, когда чушь пишет журналист, мало понимающий в ИБ, но такое нельзя допускать для профессионального СМИ.

Спустя две недели выходит статья в Коммерсанте и она тоже посвящена этому проекту стандарта. К журналисту у меня вопросов нет :-) Есть к эспертам, которые комментируют стандарт в статье. По их мнению есть следующие проблемы у стандарта:
  • он обязательный для банков и что-то требует
  • он развивает бюрократию, требуя разработки множества документов, которых раньше у банков не было
  • он не может быть выполнен мелкими банками, у которых всего 1-2 безопасника
  • он не устраняет риска привлечения некачественных поставщиков услуг и фирм-однодневок.
Как участник рабочей группы, которая писала этот стандарт, хотел бы дать некоторые пояснения, чтобы не возникало иллюзий по поводу этого документа. Во-первых, он не обязателен. Это не ГОСТ, на который даются ссылки из нормативных актов ЦБ. Это СТО, то есть стандарт организации, который принимается по решению самой организации. Хочет - принимает, не хочет - не принимает. Ни заставить, ни наказать за присоединение или неприсоединение к СТО нельзя. Это по сути методические рекомендации, описывающие, на что обратить внимание при обращении к аутсорсингу.

С комментарием про кучу документов я тоже не согласен. Финансовая организация (а не только банк) принимает решение о передаче существенных бизнес-функций (инкассация, ЦОД, облачные вычисления, Call Center, аутстаффинг, разработка ПО и т.п.). Это важное решение, которое может приниматься только при оценке всех существенных рисков, часть из которых касается информационной безопасности. От того, насколько качественно проведена эта оценка, зависит возможность оказания услуг клиентам и партнерам финансовой организации. Поэтому вполне логично, что надо провести достаточно серьезную работу по выбору контрагента и формализации взаимоотношений с ним. Помню, когда мы заключали договор на аутсорсинг ИБ всех промышленных площадок одной из крупнейших мировых нефтяных компаний, мы потратили 9 месяцев на согласование договора. 9 месяцев! Потому что от того, насколько качественно он прописан зависит жизнедеятельность нефтяной компании и наша ответственность.

При этом, когда мы выбираем облачного провайдера для своих нужд, а мы пользуемся услугами около 700 облачных провайдеров по всему миру, то это тоже непростая процедура, которая у нас формализована в так называемой процедуре CASPR (Cloud and Application Service Provider Remediation), состоящей из множества элементов, часть из которых требует определенной формализации и документированию:


И, кстати, такая формализация помогает уменьшить число людей, которые занимаются выбором и оценкой нового провайдера услуг. Не надо ничего придумывать, искать, тратить время - следуй методичке и выбирай между вариантами CASPR Lite, CASPR Standard и CASPR Plus.

Что же касается отсечения фирм-однодневок, то стандарт как раз и призван это сделать. Ну какая однодневка будет иметь квалифицированный персонал, лицензии, подтвержденные проекты по аутсорсингу, соответствие PCI DSS (в отдельных случаях), прохождение регулярного аудита? А все это прописано в стандарте, по которому сейчас запущена процедура голосования.

Возвращаясь к статье Известий, стандарт также упоминает про аутсорсинг ИБ, но в качестве финального раздела, который просто уточняет, на что надо смотреть, если вы решите отдать во внешние руки свои МСЭ, сканирование периметра, мониторинг и т.п. Там же приведен и набор возможных метрик для оценки своего ИБ-аутсорсера. То есть еще раз - стандарт посвящен не аутсорсингу ИБ, а вопросам ИБ при переходе на аутсорсинг. Не пользуетесь аутсорсингом, ну и не применяйте стандарт. Обратились к внешним поставщикам, стандарт дает вам набор рекомендаций и оказывает методическую помощь. Хотите - пользуйтесь, не хотите - не пользуйтесь.

Стандарт состоит из следующих разделов:

  • риск нарушения ИБ при аутсорсинге существенных функций
  • основные требования к управлению риском ИБ при аутсорсинге существенных функций
  • содержание задач и зона ответственности руководства организации БС РФ при аутсорсинге существенных функций
  • требования к проведению оценки поставщика услуг при аутсорсинге существенных функций
  • требования к содержанию соглашений на аутсорсинг существенных функций
  • мониторинг и контроль риска нарушения ИБ при аутсорсинге существенных функций
  • особенности аутсорсинга процессов ИБ
  • приложения, среди которых список практичных вопросов, которые стоит задать аутсорсеру при решении о том, стоит ли с ним работать или нет.

Вот такая картина с этим стандартом, который могут принять в ближайшее время и он вступит в действие с 1-го января 2018-го года.

9 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Алексей, это нормально для небольших финансовых организаций: "мы потратили 9 месяцев на согласование договора. 9 месяцев!"? Написанное как раз подтверждает слова эксперта о сложности в реализации стандарта в условиях ограниченности ресурсов. Или проект стандарта создан , чтобы ему никто не мог следовать? Цель имхо другая!

    ОтветитьУдалить
  3. Простите, что влезаю, но вот что не нормально - это сравнивать сроки принятия решений в нефтяном гиганте и в небольшой финансовой организации... Ну и хотеть стандарт - "серебряную пулю", чтоб долго не читать, ничего не делать, и при этом как-то риски приемлемо обработать...

    ОтветитьУдалить
  4. Maxim: я приводил опыт крупнейшей мировой нефтяной компании, которая для защиты своих интересов потратила 9 месяцев на согласование договора, так как не хотела рисковать. У некрупной финансовой организации нет таких рисков - у нее и время займет все это меньше. Да и опять, повторю. Никто не требует применения ВСЕХ норм стандарта - принимаете все риски на себя, кто ж мешает. Только ЦБ потом спросит с руководства финансовой организации, если что пойдет не так. А стандарт объясняет, на что обратить внимание руководства при переходе на аутсорсинг.

    ОтветитьУдалить
  5. Люди хотят стандарт, который можно быстро выполнить, чтобы соответствовать стандарту для последующего сваливания возникших проблем на стандарт. Мы всё сделали по стандарту и вот справка от проверяющих органов. А то, что от такого, легко выполнимого, стандарта никакого толку - это не важно.

    ОтветитьУдалить
  6. Люди вообще ничего не хотят исполнять. А уж рекомендательный стандарт тем более. Выполнение его или невыполнение никак не скажется на соответствии для проверяющих органов

    ОтветитьУдалить
  7. Да, стандарт рекомендательный, но очевидно, что многие этого не понимают, а некоторые, понимая, или перестраховываются (вдруг он станет обязательным), или нагнетают, чтобы дать очередное интервью:)

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.