За последнюю неделю стало известно о двух важных событиях, которые могут изменить облик рынка отечественной ИБ в ближайшие годы. Первое событие - это проект новой Доктрины информационной безопасности, о которой написал "Коммерсант" и текст которой уже выложен в Интернет, на одном из белорусских (!) блогов. Я бы сейчас вообще не стал обсуждать этот документ - над ним еще предстоит большая работа, так как ряд вещей там вызывает немалые вопросы, а ряд важных тем вообще не нашла отражения. Поэтому предсказывать конечный результат пока не буду. Но то, что этот документ, после 15-тилетнего затишья может задать новые вектора развития для отечественной отрасли ИБ/ИТ - это точно. Правда, понятны эти вектора будут не раньше следующего года. Все-таки принятие документа запланировано на 2016-й год, а его реализация может начаться не раньше конца 2016-го - начала 2017-го года. Это если все будет развиваться оптимистично и найдутся ресурсы для выполнения всего того, что будет написано в итоговом варианте Доктрины. Но в любом случае это знаковое событие, наряду с принятием в прошлом году основ госполитики в области международной ИБ и начала пересмотра стратегии нацбезопасности, которые зададут тон в том числе и в области ИБ на ближайшие годы.
Второй событие произошло 7-го октября, когда премьер-министр Медведев подписал распоряжение об утверждении Концепции перевода государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных (ЦОД). Как написано в документе: "Цель концепции — централизовать инфраструктуру ЦОД и увеличить объем облачных технологий, используемых в информационно-коммуникационной деятельности органов власти. Это позволит более эффективно решать задачи информатизации государственного управления, оптимизировать расходы всех уровней бюджетной системы РФ и повысить устойчивость функционирования и безопасность государственных информационных ресурсов".
Очевидно, что такая централизация поменяет ландшафт в сегменте защиты информации в государственных и муниципальных информационных системах (если, конечно, дело сдвинется дальше концепции). Текущее положение дел в области ИБ госорганов не выдерживает никакой критики - не хватает персонала, не хватает ресурсов на реализацию всех тех требований, которые выпустила ФСТЭК за последнее время. Поэтому централизация всех государственных информационных ресурсов в одних руках (Ростелекома?) - это позитивный знак, но... ФСТЭК, видимо, придется ускорять процесс выпуска документов, посвященных ИБ облачных инфраструктур и услуг аутсорсинга. Ведь в случае централизации информация будет храниться уже не в госорганах, а по текущим документам ФСТЭК основной акцент делается на том, что именно госорганы владеют защищаемой информацией и именно на них ложится основной груз защиты. В новых условиях парадигму придется менять.
Кстати, создание центрального ЦОДа продолжает курс, взятый в майском Указе Президента Путина на унификацию доступа всех госорганов в Интернет через специальный сегмент, управляемый ФСО. По нему тоже есть ряд вопросов, особенно в контексте защищенного подключения к ресурсам этого ЦОДа с помощью СКЗИ. Будет ли это единый поставщик СКЗИ или в ЦОДе будет кластер из разных СКЗИ?.. Предположу, что на рынке СКЗИ может развернуться нешуточная борьба между двумя основными поставщиками этих решений.
Третье событие с одной стороны мало освещается в отечественной прессе, а с другой - оно может также оформить еще один вектор в области отечественной информационной безопасности. Речь идет о скором (я надеюсь) принятии новых европейских требований по защите прав субъектов персональных данных. Их должны были принять еще в прошлом году, но сдвинули на год в связи с большим количество разногласий между странами - члена Совета Европы. Как только новые требования примут, Россия, если останется к тому моменту в Совете Европы, должна будет гармонизировать свое законодательство с европейским. С нашими депутатами произойдет это нескоро, но изменения неизбежны. И, как в и предыдущих двух случаях, сложно сказать, как это скажется на нашей отрасли. Но то, что тектонические сдвиги произойдут, это скорее всего. Ведь ФЗ-152 касается абсолютно всех и поэтому стоит ждать очередной волны интереса к этой теме.
ЗЫ. В контексте "Гособлака" мне интересно как согласятся на такую централизацию госкорпорации и компании с госучастием, которые уже вложили миллиарды в свои собственные ЦОДы.
Второй событие произошло 7-го октября, когда премьер-министр Медведев подписал распоряжение об утверждении Концепции перевода государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных (ЦОД). Как написано в документе: "Цель концепции — централизовать инфраструктуру ЦОД и увеличить объем облачных технологий, используемых в информационно-коммуникационной деятельности органов власти. Это позволит более эффективно решать задачи информатизации государственного управления, оптимизировать расходы всех уровней бюджетной системы РФ и повысить устойчивость функционирования и безопасность государственных информационных ресурсов".
Очевидно, что такая централизация поменяет ландшафт в сегменте защиты информации в государственных и муниципальных информационных системах (если, конечно, дело сдвинется дальше концепции). Текущее положение дел в области ИБ госорганов не выдерживает никакой критики - не хватает персонала, не хватает ресурсов на реализацию всех тех требований, которые выпустила ФСТЭК за последнее время. Поэтому централизация всех государственных информационных ресурсов в одних руках (Ростелекома?) - это позитивный знак, но... ФСТЭК, видимо, придется ускорять процесс выпуска документов, посвященных ИБ облачных инфраструктур и услуг аутсорсинга. Ведь в случае централизации информация будет храниться уже не в госорганах, а по текущим документам ФСТЭК основной акцент делается на том, что именно госорганы владеют защищаемой информацией и именно на них ложится основной груз защиты. В новых условиях парадигму придется менять.
Кстати, создание центрального ЦОДа продолжает курс, взятый в майском Указе Президента Путина на унификацию доступа всех госорганов в Интернет через специальный сегмент, управляемый ФСО. По нему тоже есть ряд вопросов, особенно в контексте защищенного подключения к ресурсам этого ЦОДа с помощью СКЗИ. Будет ли это единый поставщик СКЗИ или в ЦОДе будет кластер из разных СКЗИ?.. Предположу, что на рынке СКЗИ может развернуться нешуточная борьба между двумя основными поставщиками этих решений.
Третье событие с одной стороны мало освещается в отечественной прессе, а с другой - оно может также оформить еще один вектор в области отечественной информационной безопасности. Речь идет о скором (я надеюсь) принятии новых европейских требований по защите прав субъектов персональных данных. Их должны были принять еще в прошлом году, но сдвинули на год в связи с большим количество разногласий между странами - члена Совета Европы. Как только новые требования примут, Россия, если останется к тому моменту в Совете Европы, должна будет гармонизировать свое законодательство с европейским. С нашими депутатами произойдет это нескоро, но изменения неизбежны. И, как в и предыдущих двух случаях, сложно сказать, как это скажется на нашей отрасли. Но то, что тектонические сдвиги произойдут, это скорее всего. Ведь ФЗ-152 касается абсолютно всех и поэтому стоит ждать очередной волны интереса к этой теме.
ЗЫ. В контексте "Гособлака" мне интересно как согласятся на такую централизацию госкорпорации и компании с госучастием, которые уже вложили миллиарды в свои собственные ЦОДы.
План сильно ужали: в январе 2016 уже должна быть создана система ЦОД'ов. Понятно, кто это будет.
ОтветитьУдалитьНу это было понятно сразу
ОтветитьУдалитьПолучается, что принятая менее года назад Концепция региональной информатизации уже не нужна? Глядишь, через годик напишут еще одну и вместо ЦОД будет новая затея.
ОтветитьУдалить