Являясь членом Консультативного совета РКН по защите прав субъектов персональных данных, решил высказаться по поводу принятого в первом чтении законопроекта о запрете хранения ПДн россиян заграницей. Посему написал в РКН письмо такого содержания:
"Как член Консультативного совета РКН по защите прав субъектов персональных данных решил высказать свою позицию по законопроекту о запрете хранения персональных данных российских граждан заграницей. Я считаю, что вопрос защиты прав субъектов ПДн очень важен, но в формулировке, принятой в первом чтении, законопроект несет с собой ряд серьезных подводных камней, которые могут повлечь за собой очень серьезные последствия как для российской экономики, так и для рядовых граждан. Я не имею ввиду не только и не столько рост затрат хозяйствующих субъектов, вынужденных создавать специально для РФ отдельные центры обработки и хранения персональных данных. И я не имею ввиду снижение инвестиционной привлекательности России для иностранных компаний. Речь о другом.
В частности, текущая формулировка нарушает права граждан по свободу перемещения, определенную в Конституции РФ. Например, немалое количество российских граждан привыкло отдыхать заграницей для чего они бронируют гостиницы, автомобили, авиа- и ж/д билеты. Информация о такой брони хранится не в России и хранится у нас не может, т.к. иностранные компании просто не знают о требованиях российского законодательства о защите прав субъектов Пдн. Но даже если они и узнают об этом, то врядли стоит ожидать, что какой-нибудь небольшой зарубежный отель будет переносить часть своей базы данных в Россию для хранения ПДн россиян. И, наконец, некоторые услуги в принципе не могут работать без хранения данных за пределами РФ. Например, система бронирования авиабилетов SABRE, услугами которой пользуются все авиакомпании мира, включая и наш Аэрофлот, требует, чтобы доступ к хранимым в ней данным о авиапассажирах был обеспечен и для всех иностранных компаний. А разделить персональные данные по их государственной принадлежности невозможно, т.к. при заказе авиабилетов данные о гражданстве не указываются. При этом эта проблема возникнет не только для рядовых граждан, но и для госслужащих и депутатов, которые выезжают в другие государства по служебной необходимости.
Другие примеры, которые могут прекратить свое существование в случае принятия законопроекта в текущем виде, – лечение за рубежом, заказ товаров в иностранных Интернет-магазинах, отправка детей в зарубежные детские лагеря или учебные заведения, зарубежные почтовые отправления, зарубежные системы переводов электронных и обычных денежных средств, регистрация Интернет-сайтов, участие в международных и заграничных мероприятиях и т.п. По сути под запретом окажется и электронная почта, т.к. в рамках e-mail передаются персональные данные (например, в заголовке или подписи сообщения e-mail) и они обязаны хранится на принимающей или отправляющей стороне, которая может быть за пределами РФ. Будут поставлены под сомнения и облачные услуги, о важности которых говорят в последнее время и регулированием которых сейчас занимается Правительство РФ. В условиях запрета хранения ПДн россиян за границей, облачные вычисления потеряют смысл. Также ПДн россиян часто раскрываются у публичных компаний, торгующихся на международных площадках (Вымпелком, МТС и т.п.). Обработка и хранение ПДн российских официальных лиц в рамках различных международных мероприятий также станет под запретом. Наконец, непонятно, что делать с ПДн субъектов с двойным гражданством.
Поэтому, как член Консультативного совета РКН по защите прав субъектов персональных данных, понимая и разделяя всю важность поднятой темы, я предлагаю внести в законопроект следующие изменения:
Жду реакции...
"Как член Консультативного совета РКН по защите прав субъектов персональных данных решил высказать свою позицию по законопроекту о запрете хранения персональных данных российских граждан заграницей. Я считаю, что вопрос защиты прав субъектов ПДн очень важен, но в формулировке, принятой в первом чтении, законопроект несет с собой ряд серьезных подводных камней, которые могут повлечь за собой очень серьезные последствия как для российской экономики, так и для рядовых граждан. Я не имею ввиду не только и не столько рост затрат хозяйствующих субъектов, вынужденных создавать специально для РФ отдельные центры обработки и хранения персональных данных. И я не имею ввиду снижение инвестиционной привлекательности России для иностранных компаний. Речь о другом.
В частности, текущая формулировка нарушает права граждан по свободу перемещения, определенную в Конституции РФ. Например, немалое количество российских граждан привыкло отдыхать заграницей для чего они бронируют гостиницы, автомобили, авиа- и ж/д билеты. Информация о такой брони хранится не в России и хранится у нас не может, т.к. иностранные компании просто не знают о требованиях российского законодательства о защите прав субъектов Пдн. Но даже если они и узнают об этом, то врядли стоит ожидать, что какой-нибудь небольшой зарубежный отель будет переносить часть своей базы данных в Россию для хранения ПДн россиян. И, наконец, некоторые услуги в принципе не могут работать без хранения данных за пределами РФ. Например, система бронирования авиабилетов SABRE, услугами которой пользуются все авиакомпании мира, включая и наш Аэрофлот, требует, чтобы доступ к хранимым в ней данным о авиапассажирах был обеспечен и для всех иностранных компаний. А разделить персональные данные по их государственной принадлежности невозможно, т.к. при заказе авиабилетов данные о гражданстве не указываются. При этом эта проблема возникнет не только для рядовых граждан, но и для госслужащих и депутатов, которые выезжают в другие государства по служебной необходимости.
Другие примеры, которые могут прекратить свое существование в случае принятия законопроекта в текущем виде, – лечение за рубежом, заказ товаров в иностранных Интернет-магазинах, отправка детей в зарубежные детские лагеря или учебные заведения, зарубежные почтовые отправления, зарубежные системы переводов электронных и обычных денежных средств, регистрация Интернет-сайтов, участие в международных и заграничных мероприятиях и т.п. По сути под запретом окажется и электронная почта, т.к. в рамках e-mail передаются персональные данные (например, в заголовке или подписи сообщения e-mail) и они обязаны хранится на принимающей или отправляющей стороне, которая может быть за пределами РФ. Будут поставлены под сомнения и облачные услуги, о важности которых говорят в последнее время и регулированием которых сейчас занимается Правительство РФ. В условиях запрета хранения ПДн россиян за границей, облачные вычисления потеряют смысл. Также ПДн россиян часто раскрываются у публичных компаний, торгующихся на международных площадках (Вымпелком, МТС и т.п.). Обработка и хранение ПДн российских официальных лиц в рамках различных международных мероприятий также станет под запретом. Наконец, непонятно, что делать с ПДн субъектов с двойным гражданством.
Поэтому, как член Консультативного совета РКН по защите прав субъектов персональных данных, понимая и разделяя всю важность поднятой темы, я предлагаю внести в законопроект следующие изменения:
- Запретить хранение ПДн за пределами РФ только операторам, обрабатывающим персональные данные для целей предоставления государственных и муниципальных услуг, являющимися федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
- Разрешить любому оператору, за исключением указанных в предложении №1, хранить ПДн россиян за пределами в РФ без ограничений (но с обязательным выполнением требования законопроекта об уведомлении РКН), но только в странах, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов ПДн.
- В случае необходимости обработки ПДн (за исключением операторов, указанных в предложении №1) за пределами стран, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов, делать это на основании согласия субъекта ПДн, данного в любой форме, позволяющей удостовериться в даче такого согласия.
- Разрешить хранение за пределами РФ общедоступных ПДн россиян.
Жду реакции...
Алексей, мне кажется, что страхи немного преувеличены. Обязывая оператора обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение ПДн граждан РФ, в БД, расположенных на территории РФ, законодатель не отменяет возможности трансграничной передачи ПДн. Как это влияет? Возьмем приведенный пример с Аэрофлотом. В данном случае оператором является именно Аэрофлот и он, как оператор, обязан держать БД на территории РФ. А уж потом он будет осуществлять трансграничную передачу ПДн из своей БД и бронировать билеты в SABRE. Ну а если кто-то самолично хочет заказать номер в маленьком отеле заграницей, то он в частном порядке обращается к зарубежному оператору и в данном случае здесь нет юрисдикции нашего закона. Кстати, та же ситуация и с платежными пластиковыми картами. Но эта проблема решается в рамках закона о НПС, который требует размещение процессингового центра на территории РФ или внесения определенной суммы в обеспечение страхования операций.
ОтветитьУдалитьТак-же придерживаюсь мнения что российским операторам лучше обрабатывать ПДн на территории России - меньше шансов что из-за санкций пострадают субъекты ПДн, да и передавать ПДн АНБ лишний раз незачем.
ОтветитьУдалитьА некоторые специфические ситуации лучше прорабатывать отраслевым ассоциациям (ассоциации электронной торговли) и от их имени вносить поправки в ФЗ или другие документы
Под предлогом защиты наших граждан от некоего мифического вреда, который может быть нанесен путем размещения их ПДн за рубежом (как бы про то, что большая часть граждан и так уже отдала свои ПДн во все возможные соцсети вполне добровольно и не чувствует из-за этого никакого дискомфорта, мы сейчас забудем?) наши законодатели наносят вполне реальный вред, ограничивая возможности граждан пользоваться различными заграничными сервисами и услугами. Зато крымнаш, бл...
ОтветитьУдалитьСергей Викторович: насчет Аэрофлота пример некорректен, т.к. Аэрофлот заказывает билеты через GDS SABRE, которая хостится не в России и данные хранятся не здесь, а там. И когда я возвращаюсь из какой-нибудь Европы, то проверять, выписан ли на меня билет, на стойке лезут не в Аэрофлот, а в тот же SABRE.
ОтветитьУдалитьА что касается небольшой зарубежной гостиницы, то это ваше мнение. А РКН считает, что зарубежная гостиница ОБЯЗАНА соблюдать российский закон. И если она соблюдать его не будет, то доступ к ее сайту прикроют.
Помимо процессинга и НПС, есть еще куча ситуаций, когда я плачу в иностранном Интернет-магазине и пользуется он не российским процессингом. Я уже молчу про тот факт, что у меня и карта может быть выдана не российским банком.
Сергей Борисов: отраслевые ассоциации, а их представители входят в КС РКН (те же туроператоры) не будут ссориться с регулятором. Их как обычно все устраивает. Как и большинство граждан нашей необъятной Родины. А учитывая, что всего 3% россиян ездит за границу, Интернет-торговлю зажали, а МПС прикроют, то проблемы с хранением ПДн за пределами РФ и вовсе скоро не будут никого волновать. Зато Крым наш!
ОтветитьУдалитьАлексей, не могу согласиться по поводу корректности примера с Аэрофлотом. Ситуация такя. Я имею дело с Аэрофлотом, Аэрофлот имеет отношение с SABRE. Здесь два разных процесса. Аэрофлот обязан выполнять законы РФ и иметь БД пассажиров, а то, что он отправлет сведения из нее в SABRE, так это и есть трансграничная передача, что не запрещено законом. НУ, а по поводу мнения РКН - это особый случай. Это мнение надо правильно формировать и Вы знаете, что это возможно....
ОтветитьУдалитьТоже кажется, что не все так однобоко, как подано.
ОтветитьУдалитьДля начала нужно ответить на вопросы:
1) Является ли зарубежная организация оператором в соответствии с определением и областью действия 152-ФЗ? Действие ФЗ распространяются на организации, юр и физ лиц, зарегистрированных, находящихся и т.д. по контексту на территории РФ. Если контора зарегистрирована и расположена, скажем, в Германии, то она соблюдает законы Германии, ЕС, но не РФ и мнение РКН тут не при чем.
2. Что работает в случае прямой передачи ПДн от субъекта к зарубежной организации? 152-ФЗ? Да вроде как нет там такого. Там есть трансграничная передача от оператора, но не сразу от субъекта. Так что вообще вне его действия и сразу уходит на соблюдение законодательства той страны, где работает зарубежная контора.
Можно привести ссылку на требования законодательства, которыми руководствуется РКН при требовании выполнения наших ФЗ зарубежной частной гостиницей?
3. А если субъект взаимодействует как-то с нашим оператором, но данные передаются зарубеж? Вот тут уже работает и 152-ФЗ и эти поправки. Рассматривая Аэрофлот получаем, что по сути сейчас Аэрофлоту нужны наши данные для предоставления услуг и пока, если ссылаться на доводы Алексея, они даже не берут данные напрямую, а пересылают клиента к зарубежной системе, а потом сами из нее берут данные. Тут сразу множество других сложностей и нарушений, кроме обработки данных зарубежом возникает, если уж так. На конференциях представители Аэрофлота улыбались и уходили от ответа. Но не суть, продолжу про поправки и новые требования. Если посмотреть здраво, то Аэрофлот теперь будет должен:
- собирать данные сам и непосредственно от субъекта (это логично, что тут такого?)
- формировать и вести свою БД, где обрабатывал бы эти данные (тоже пока неплохо);
- в случае необходимости передачи данных во внешнюю систему, расположенную зарубежом, выполнить соответствующие требования ФЗ о трансграничной передачи (логично, нет?)
Поправки говорят о том, что если ты оператор, то будь добр формировать сначала БД у себя, чтобы контролировать обработку данных и передачу их зарубеж, а также, естественно, отвечать за это все. иначе получается как сейчас - можно форварднуть сразу поток в Зимбабве, а потом разводить руками и говорить, что мы же не сами обрабатываем, субъект конклюдентно туда шлет свои паспортные данные, отпечатки и фото котиков.
Так что, тонкости, конечно, есть, как и всегда у нас с законодательством, раз его трактуют опять и понимают кто во что горазд, но и не стоит сгущать тучи - в этом тут с Сергеем Викторовичем согласен.
Господа, можно долго высказывать свои мнения, но мнение РКН при проверках будет первично. И блокировать доступ к сайтам во внесудебном порядке они будут опираясь на свое мнение. И они всегда считали иностранные юрлица, обрабатывающие ПДн россиян, подпадающих под ФЗ-152.
ОтветитьУдалитьА с уходом Шередина ситуация стала гораздо хуже
ОтветитьУдалитьОна стала не хуже, но тягомотнее. А то, что спецов из РКН самих надо учить, то это - факт.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьРадует только одно. Вступает в силу с 1 сентября 2016. Думаю до этого времени осознают ошибку и переделают. так уже не раз бывало!
ОтветитьУдалитьУважаемый Dan, странно что вы меня называете наивным, а сами верите в свой бред. Легкий доступ к пдн граждан уже давно имеется. Не хочу вас пугать, но государство уже давно имеет такую возможность. А что такое говнорашка? Как вам там живется? Сами уже воняете, да? Я живу в России, мне хорошо.
ОтветитьУдалитьЭкстремистские высказывания буду удалять!
ОтветитьУдалитьПолностью согласен с тем, что как бы все вокруг ни толковали этот закон, РКН будет поступать так, как считает верным именно он!
ОтветитьУдалитьА насчет формирования мнения РКН, то это из разряда содать себе трудности и затем мужественно их преодолевать. Зачем это? Может, лучше потратить время на добрые и полезные дела, чем сражаться с мнением РКН? Зачем нужен закон, если к нему еще и "толмача" для для работы с РКН надо прикладывать?
В конце концов, я взорслый человек, владелец своих ПДн,сам в состоянии решить, что мне и где хранить. Мне "заботливые" няньки не нужны.
А о том, как у нас трактуются принятые законы, далеко ходить не надо, достаточно вспомнить последнюю инициативу г-на Ходякова от ЛДПР, который ссылаясь на закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и разглядев на сторублёве интимные места у Апполона, предложил либо дизайн банкноты поменять, либо все купюры проштамповать "18+". Тут впору возмутиться бы, чем этот законотворческий муж на деньги налогоплатильщиков занимается, да вот только формально и не подкопаешься - есть действующий закон, а он его букву блюдёд!
Теперь еще одним чудным законом стало больше...
Еще раз убеждаюсь в истинности аксиомы Коула: Разум есть величина постоянная, в то время, как население Земли растет.
Алексей, доброго времени суток. А Вам из РКН ответа никакого не пришло на Ваше письмо? 30 дней с момента написания письма прошло...
ОтветитьУдалить