Pages - Menu

Страницы

6.5.13

О Таллинском руководстве по ведению кибервойн

НАТОвский центр повышения квалификации в области киберобороны 3 года назад пригласил группу независимых международных экспертов, которым была поставлена задача изучить, как существующие международные нормы права применяются к новым формам ведения войн в киберпространстве. В итоге родилось так называемое Таллинское руководство (The Tallinn Manual on the International Law Applicable to Cyber Warfare), которое иногда (особенно в России) преподносится как набор рекомендаций по ведению кибервойн и право на применение физической силы в ответ на кибернападения. Это не совсем так.

Во-первых, Таллинское руководство не является официальным документом ни центра CCD COE, ни НАТО, ни стран, которые входят в НАТО. Это всего лишь частная точка зрения участников рабочей группы, которая и написала Таллинское руководство. Да и с самим руководством немало мифов связано. Например, часто считается, что Таллинское руководство разрешает физическое устранение хакеров, участвующих в военных действиях в киберпространстве. Это не совсем так. Группа экспертов вообще не пришла к четкому мнению о том, относить ли тех или иных лиц к участникам киберконфликтов. Например, если кто-то напишет вредоносную программу, которая потом будет использована в кибервойнах, то будет ли автор вредоносной программы участником кибервойн? При этом авторы четко зафиксировали в 33-й статье правило, известном многим российским юристам, - "любые сомнения в виновности лица должны трактоваться в пользу подозреваемого". В Таллинском руководстве написано, что "в случае возникновения сомнений относительно того, является ли лицо гражданским, это лицо считается гражданским".

На самом деле трехлетний опыт экспертов, писавших Таллинское руководство, очень интересен и познавателен тем, что при отсутствии общепризнанных международных норм по кибербезопасности (а их практически нет, хотя определенные шаги предпринимаются), приводится оценка применимости действующего законодательства к данной сфере.

Ключевые выводы, сделанные авторами документа таковы:
  • Государства ответственны за кибероперации против других государств, которые ведутся с их территории,  даже если такие операции ведутся не спецслужбами, но при этом государство дает "хлеб и кров" тем, кто атакует другие страны. Например, если какой-либо государственный чин призывает хакеров помочь в проведении кибер-операций против других государств, то призывающее государство будет нести все бремя ответственности за последствия, как будто само проводило такие действия. Кстати, этот вывод сразу разбивает все доводы экспертов, считающих, что Таллинское руководство написано НАТО (читай США) для обоснования своих действий в киберпространстве. Ведь именно руководство АНБ призывало американских хакеров "помочь Родине".
  • Запрет на применение силы, включая и силу в киберпространстве. Четкого ответа, что является применение киберсил, эксперты не дают, но сходятся в том, что это, как минимум, должно сопровождаться нанесением ущерба отдельным лицам или даже повреждением тех или иных объектов. При этом действия, вызывающие раздражение или неудобство у той или иной страны, к применению силы не относится.
  • Государства имеют право применять различные контрмеры против незаконных киберопераций. При этом данные контрмеры могут быть признаны незаконными, но только не в случае ответных действий (в этом случае их применение считается оправданным).
  • Государство, ставшее жертвой "вооруженного нападения" в киберпространстве, повлекшего человеческие жертвы или иной серьезной ущерб, имеет право ответить с помощью силы в киберпространстве или физическом мире. Вот этот тезис достаточно часто приводит к спорам и дискуссиям, но на мой взгляд ничего сверхествественного в нем нет (при условии четкой идентификации нападавшей стороны). Также хочу отметить, что в России, в стратегии, приписываемой МинОбороны, есть аналогичный пункт - "В условиях эскалации конфликта в информационном пространстве и перехода его в кризисную фазу воспользоваться правом на индивидуальную или коллективную самооборону с применением любых избранных способов и средств, не противоречащих общепризнанным нормам и принципам международного права".
  • Применение контрмер, в т.ч. и на территории иностранных государств, допустимо в отношении кибертеррористов.
  • Вполне допустимо относить вооруженные конфликты полностью ведущиеся в киберпространстве к международному понятию "вооруженный конфликт". Это, в свою очередь, применять нормы международного гуманитарного права.
  • Вооруженные конфликты, перетекшие в военные преступления, влекут за собой уголовную ответственность для тех лиц, которые руководят кибер-операциями, ведомыми в рамках вооруженного конфликта.
  • Кибер-операции, направленные против гражданских объектов и лиц, не приводящие к нанесению вреда жизни и здоровью, не запрещены международным гуманитарным правом. При этом запрещено использовать кибер-операции для того, чтобы сеять страх среди населения (недавний взлом Twitter'а Associated Press сюда замечательно попадает на мой взгляд).
  • Руководство кибероперациями, повлекшими за собой жертвы среди гражданского населения (или могущие повлечь такой ущерб) классифицируются как военные преступления.
  • Кибератаки должны направляться против конкретных целей и объектов. "Веерные" атаки, которые могут задеть гражданских, должны быть под запретом.
  • Объекты, необходимые для выживания гражданского населения (лечебные учреждения, продовольственные магазины, ЖКХ-объекты), а также медицинский персонал и служители церкви подпадают под международное гуманитарное право и на них не должны быть направлены кибероперации (даже случайно).

7 комментариев:

  1. Наткнулся я на журнал министерства обороны РФ (открытый), в одной из статей которого анализировалась система научных исследований МО США. Очень понравилось, что США при определении мер борьбы с кибертерроризмом разрабатывает оружие глубокоподземного проникновения (цитата: защита критической инфраструктуры (например, оборона от кибертерроризма, безопасность важнейших информационных систем), в частности, разработка технологий, обеспечивающих возможность обнаружения и поражения защищенных и расположенных глубоко под землей целей).
    А по поводу гражданский/военный - это все либеральный бред, необходимый гражданским в невоенное время. В условиях боевых действий всякая мораль теряет смысл. Смотрел, как то фильм о приходе гитлера к власти, так вот в нем в частности говорилось, что поднять волну ему удалось именно из-за реального непонимания ценности человеческой жизни ветеранами прошедшими окопную войну первой мировой, когда 2 трети окопа занимали трупы, среди которых живые ели, спали, жили. В их "реальности" не было военного преступления в убийстве женщины или старика.
    Так что Таллин мануал нужно рассматривать просто как определенного качества классификацию с перечнем инструментов. Специалистам и интересующимся полезно, остальным...

    ОтветитьУдалить
  2. Кстати я его в pdf переделал и сюда выложил: http://www.twirpx.com/file/1103676/

    Ежели кому регистрироваться неохота будет, а pdf очень нужен - пишите, переложу в свободнодоступный скайдрайв

    ОтветитьУдалить
  3. В международном "праве" сложилась практика:
    1 - не важно что было, важно кто судит.
    2 - кто сильнее тот и прав.
    3 - правота устанавливается в информационном пространстве сильным.

    ОтветитьУдалить
  4. ссылка sdrv.ms/SoByXo файл с именем the_tallinn_manual_on_the_international_law_app

    ОтветитьУдалить
  5. По поводу "кто сильнее - тот и прав"
    Это есть истина. И Нюрнбергский процесс это явно подтвердил. Особенно показателен случай с оправданием Карла Дёница

    "Дёниц вместе с другими 22 нацистскими лидерами предстал перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге 20 октября 1945. Он пытался "откреститься" от обвинений на том основании, что не имеет к нацистским преступлениям никакого отношения.
    Обвинение пришло к выводу, что, хотя Дёниц и является организатором и воспитателем германского подводного флота, он не был причастен к заговору с целью развязать агрессивную войну, не готовил и не начинал этой войны. (!!!)Ему простили убийство моряков с подбитых его субмаринами военных и гражданских судов, но вменили в вину ответственность за гитлеровский приказ от 18 октября 1942, по которому захваченные экипажи союзнических торпедных катеров надлежало передавать в СС и расстреливать. Дёниц был признан виновным по 2 (преступления против мира) и 3 пункту (военные преступления) и приговорен к 10 годам тюремного заключения".

    А простили его за то, что иначе бы пришлось судить победителей, т.к. они сами убивали моряков с подбитых ими военных и гражданских судов фашистских и их поддерживающих стран. А неосудить его просто не могли в силу занятия одной из руководящих должностей при гитлере, потому осудили за приказ отданный гитлером.

    ОтветитьУдалить
  6. "23 мая Дёниц и его правительство были арестованы американскими военными властями. Дёниц предстал в качестве главного преступника перед судом Международного военного трибунала в Нюрнберге. Блестяще провел свою защиту, доказав, что его действия во время войны ничем не отличались от действий, напримар, американского флота. Несмотря на это под давлением английской и советской сторон Дёниц был приговорен к 10 годам тюремного заключения. Срок отбывал в тюрьме Шпандау. Полностью отбыв срок, вышел на свободу и вскоре получил от правительства ФРГ адмиральскую пенсию."

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.