Pages - Menu

Страницы

25.2.13

Поведение российских подростков в Интернет: уроки для служб ИБ

В прошлый четверг я писал об американском исследовании поведения молодежи в Интернет с точки зрения информационной безопасности. Было бы неправильно не рассказать и об отечественных исследованиях по данной тематике. В 2011-м году Факультет психологии МГУ, Федеральный институт развития образования и Фонд развития Интернет опубликовали большое исследование "Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернет" (176 страниц).

Как говорится в аннотации "В монографии представлены результаты серии иссле дований, осуществленных в 2009-2010 гг. в рамках Года Безопасного Интернета в России сотрудниками Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России. Главный фокус исследований — особенности восприятия детьми и взрослыми глобальной сети, проблемы безопасности российских детей и подрост ков в интернете, роль родителей в обеспечении безопасности и компетентность педагогов в использовании современных ИКТ".

Выборка в исследовании была достаточно репрезентативная - в различных исследованиях участвовали от нескольких сотен до нескольких тысяч школьников, студентов, родителей, преподавателей из разных регионов России - от Мурманска до Ставрополья, от Карелии до Хабаровска. Все описанные в монографии исследования преследовали, конечно, не цель, связанную с корпоративной или ведомственной ИБ. Но среди прочего изучалось и поведение молодежи (будущих работников и чиновников) в Интернет, отношение к рискам и многие другие аналогичные вопросы.

Среди выводов (часть вполне очевидных), сделанных исследователями:
  • Интернет становится привычным пространством общения и досуга, заменяющим ТВ, радио и живое общение.
  • Многие проводят в Интернет по несколько часов в день, теряя вкус к реальной жизни. Появляется Интернет-зависимость, отсутствие социальной адаптации, неумение общаться и потеря "чувства реальности". У зависимой молодежи нередки случаи повышенной агрессии и немотивированного насилия. Желание как можно дольше сидеть в Интернет приводит к употреблению допинга, что тоже не самым лучшим образом влияет на молодежь, снося ей башню.
  • Большая часть опрошенных считает Интернет неопасным. Эти "данные конкретизируют ставшее сегодня уже общепринятым представление о том, что именно дети и подростки являются наиболее уязвимой группой пользователей Всемирной паутины и подвергаются опасности даже при анонимном общении по причине недостаточной степени осознания возможных последствий". К чему это приводит тоже понятно - рост вероятности успешного социального инжиниринга и иных техник внедрения вредоносного кода на компьютер жертвы.
  • Подростки беспечны и спокойно раздают напрво и налево свои персональные данные. Это, кстати, в очередной раз ставит вопрос о том, зачем нам такое жесткое законодательство по персональным данным, если сами субъекты ПДн не сильно заботятся о сохранности своей личной жизни?

  • Было выделено 7 типов подростков — пользователей интернета: «любознательные», «тусовщики», «бунтари», «игроки», «потребители», «ботаники» и «деловые». Первые четыре типа подростков-пользователей — самые распространенные среди российских школьников. Именно "бунтари" "разводят лохов",  "взламывают сайты" и делают иные неблаговидные вещи. Причем зачастую они не видят ничего криминального в своих действиях.
Вообще, очень интересное исследование, дающее понимание, куда и как будет развиваться нынешняя молодежь, если ее не направить в правильное русло. Число "бунтарей", невидящих криминала в хакерской деятельности, и "тусовщиков", готовых на многое (в т.ч. и попасть на удочку социального инжиниринга) ради прикольной встречи, будет только расти. И когда они перейдут из разряда школьников в разряд работников российских или зарубежных компаний (а произойдет это лет через 7-10), тогда мы и вспомним про это исследование и про то, что понимание человеческого поведения и знание психологии может помочь в выстраивании правильной стратегии ИБ.

6 комментариев:

  1. А лексика сохранена оригинальная? :)

    ОтветитьУдалить
  2. Полная версия материалов исследования в формате PDF:"Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете" , 2011 -http://t.co/efjDa67WG4

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Мне кажется, что деткам дается СЛИШКОМ много свободы в вопросах, которые ими не понимаемы. С офлайном все ОЧЕНЬ просто: запрет на оружие, на голосование, на распоряжение собственностью и т.п. Почему? Потому, что: ребенка, даже в 17 лет легко обмануть, у детей неустойчивая психика как минимум из-за гормональных изменений и т.д. Любой нормальный психолог разрисует всю картинку яркими красками.
    Конечно виноваты родители, это новое для них явление(соцсети) и они не понимают угроз и последствий. Вот в офлайне учат не разговаривать с незнакомыми, дают телефоны с тревожной кнопкой и все такое, а с интернетом проблемка. И опять же есть куча методик, решений. Настоящих, работающих.
    А вот нет..., чтобы все это реализовать.

    ЗЫ Мне тут давеча рассказали, как психушки отказываются брать маньяков на лечение. Оно им надо?
    ЗЗЫ Анекдот: "Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей". Сократ. Прошло две с половиной тысячи лет... И что же?

    ОтветитьУдалить
  5. Задачи воспитания, мне кажется, глобально не изменились, просто вместе с угрозами они мигрируют на новые технологии. Другое дело, что воспитуемые всегда шустрее воспитаталей и вторым все сложнее проникнуть на чужую территорию.

    ОтветитьУдалить
  6. лет 30 назад все тоже самое про телевидение писали :)

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.