Немного официальных фактов. Рыжов Юрий Алексеевич. Родился 28 октября 1930 года в Москве. Академик
Российской Академии Наук. Специалист в области аэродинамики больших скоростей. С 1986 по 1992 год - ректор Московского Авиационного института. В 1989-91 годах - народный депутат, член президиума Верховного совета СССР. Один из организаторов Межрегиональной депутатской группы Съезда Народных депутатов СССР. С 1992 по 1999 год - чрезвычайный и полномочный посол России во Франции. Ныне президент Международного Инженерного университета, члена попечительского совета фонда "Индем", председатель Российского комитета Международного движения ученых "За обеспечение безопасности человечества". Кавалер французского Ордена Почетного легиона. Женат, отец двоих дочерей.
Какое отношение он имеет к информационной безопасности? Самое прямое. Именно Юрий Рыжов, а точнее возглавляемая им в 1990-м году парламентская комиссия, впервые ввела термин "информационная безопасность". Эта комиссия, работавшая 40 дней, разрабатывала Концепцию национальной безопасности, а также иерархию основополагающих документов, на которые должны опираться все нормативные акты по безопасности.
Из интервью Рыжова Ю.А. на Радио Свободы в январе 2003-го года: "Я выступал как председатель Комиссии Верховного совета СССР по разработке концепции национальной безопасности и говорил, что нам в первую очередь нужно обеспечить следующую иерархию безопасности: безопасность и права личности, потом общества и потом государства при условии, что оно обязано служить людям и обеспечивать две эти первые безопасности. Это была первая парадигма, которая ставила все с головы на ноги, потому что предыдущие столетия эта парадигма была иная: живет государство - и оно является главным".
Среди других ее результатов - принятие закона "О безопасности", а также четкое деление вопросов безопасности на внешние и внутренние. К сожалению, в области ИБ мы только сейчас стали задумываться о внешние киберугрозах, кибервойнах и т.д. И то, дальше мыслей дело пока не сильно идет.
В июне 2011 года Юрий Рыжов в интервью журналу "Эхо России" так писал про период работы своей комиссии: "Я примерно с 90-го года заболел проблемой национальной безопасности моей страны. Когда-то с согласия Горбачева, а потом по его поручению я возглавлял комиссию Верховного Совета по разработке Концепции национальной безопасности. Мы хотели перевернуть советскую и Победоносцева, обер-прокурора Синода, который в период «подморозки» Александра III провозгласил православие, самодержавие и народность... а у нас было сказано: государство, общество, а только потом – человек. Мы старались перевернуть эту парадигму в обратном направлении: главное – безопасность личности, второе – общества, третье – государства, и лишь в том случае, если оно обеспечивает две первых. За последние 20 лет, с тех пор, как я увлекся этой безнадежной задачей, все вернулось. Только вместо Победоносцева некий Сурков теперь выступает, такие лица".
Если бы тогда идеи Рыжова были приняты, кто знает, как бы сейчас развивалась отрасль ИБ в России. Хотя, попытки переломить ситуацию нашими регуляторами (как минимум ФСТЭК) предпринимались (я про это писал тут и тут). Но безуспешно. Сама комиссия Юрия Рыжова была закрыта Язовым и Крючковым, позже прославившимися в рамках ГКЧП. Примечательна цитата председателя КГБ Крючкова - «Все хорошо, все разумно, но концепция комиссии Рыжова — это для будущего, а нам нужно работать здесь и сейчас. Поэтому следует принять срочно нашу концепцию». С этой концепцией мы все знакомы:
И с 90-го года ситуация поменялась мало; разве что о безопасности детей (личности) стали говорить в последнее время. Хотя пока дальше слов дело тоже не сдвинулось. А может и к лучшему, что не сдвинулось...
Какое отношение он имеет к информационной безопасности? Самое прямое. Именно Юрий Рыжов, а точнее возглавляемая им в 1990-м году парламентская комиссия, впервые ввела термин "информационная безопасность". Эта комиссия, работавшая 40 дней, разрабатывала Концепцию национальной безопасности, а также иерархию основополагающих документов, на которые должны опираться все нормативные акты по безопасности.
Комиссия Рыжова разработала и алгоритм, по которому должны действовать соответствущие органы при выработке тех или иных защитных мер. Собственно, ничего нового в этом алгоритме нет и он применяется и сейчас, только вот про интересы личности и общества все почему-то забывают. А именно эти интересы были поставлены Рыжовым Ю.А. во главу угла.
Из интервью Рыжова Ю.А. на Радио Свободы в январе 2003-го года: "Я выступал как председатель Комиссии Верховного совета СССР по разработке концепции национальной безопасности и говорил, что нам в первую очередь нужно обеспечить следующую иерархию безопасности: безопасность и права личности, потом общества и потом государства при условии, что оно обязано служить людям и обеспечивать две эти первые безопасности. Это была первая парадигма, которая ставила все с головы на ноги, потому что предыдущие столетия эта парадигма была иная: живет государство - и оно является главным".
Среди других ее результатов - принятие закона "О безопасности", а также четкое деление вопросов безопасности на внешние и внутренние. К сожалению, в области ИБ мы только сейчас стали задумываться о внешние киберугрозах, кибервойнах и т.д. И то, дальше мыслей дело пока не сильно идет.
В июне 2011 года Юрий Рыжов в интервью журналу "Эхо России" так писал про период работы своей комиссии: "Я примерно с 90-го года заболел проблемой национальной безопасности моей страны. Когда-то с согласия Горбачева, а потом по его поручению я возглавлял комиссию Верховного Совета по разработке Концепции национальной безопасности. Мы хотели перевернуть советскую и Победоносцева, обер-прокурора Синода, который в период «подморозки» Александра III провозгласил православие, самодержавие и народность... а у нас было сказано: государство, общество, а только потом – человек. Мы старались перевернуть эту парадигму в обратном направлении: главное – безопасность личности, второе – общества, третье – государства, и лишь в том случае, если оно обеспечивает две первых. За последние 20 лет, с тех пор, как я увлекся этой безнадежной задачей, все вернулось. Только вместо Победоносцева некий Сурков теперь выступает, такие лица".
Если бы тогда идеи Рыжова были приняты, кто знает, как бы сейчас развивалась отрасль ИБ в России. Хотя, попытки переломить ситуацию нашими регуляторами (как минимум ФСТЭК) предпринимались (я про это писал тут и тут). Но безуспешно. Сама комиссия Юрия Рыжова была закрыта Язовым и Крючковым, позже прославившимися в рамках ГКЧП. Примечательна цитата председателя КГБ Крючкова - «Все хорошо, все разумно, но концепция комиссии Рыжова — это для будущего, а нам нужно работать здесь и сейчас. Поэтому следует принять срочно нашу концепцию». С этой концепцией мы все знакомы:
И с 90-го года ситуация поменялась мало; разве что о безопасности детей (личности) стали говорить в последнее время. Хотя пока дальше слов дело тоже не сдвинулось. А может и к лучшему, что не сдвинулось...
Эта замечательная формула не выдерживает критики как раз там, где не выдерживает ее используемая ныне, а именно: государство и общество - это не носители интересов. Интересы государства - это интересы элит государства, а интересы общества - это интересы лидеров общественного мнения и не более того.
ОтветитьУдалитьОстается только безопасность личности - для которой и общество, и государство - только инструменты. Это еще Гоббс сказал.
avetyan: имется в виду, что сначала - безопасность личности, потом - общества как совокупности личностей, объединившихся с какими-то общими интересами и возглавляемого лидерами, а только потом - государства, как гаранта безопасности личностей и общества как их объединений.
ОтветитьУдалитьВот только личности бывают всякие - хорошие и плохие. А по мнению Крючкова вообще "кругом враги". Поэтому хороших надо защищать от плохих, а всех - от тлетворного влияния запада и гонки вооружений. Ничего с тех пор не изменилось.
Алексей, спасибо, интересно.
ОтветитьУдалитьЭто вопрос культуры и подхода к её воспитанию в обществе.
Правильно сказано в комментарии выше, что общество и государство - лишь инструмент для формирования культуры. И часто мы забываем, что этот инструмент - не самоцель.
С уважением, CI.
Алексей, про какой принятый другой подход вы говорите? У нас Доктрина ИБ, вроде, не менялась:
ОтветитьУдалитьПод информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Другое дело, что забили на это, как и на Конституцию, например. Но не узаконили.
doom, про "забили" и говорю ;-) Хотя, как правильно в Facebook заметил мой коллега "В центре государства - ЧЕЛОВЕК! И этот человек имеет вполне конкретную фамилию. ЕГО безопасность и безопасность ЕГО интересов во главе угла. А безопасность остальных - это уже вопрос второстепенный, государственный, если хотите."
ОтветитьУдалитьВолков:
ОтветитьУдалить1) а кто будет решать кто хороший, а кто плохой?))
2) Хороших нужно защищать от плохих, а плохих нужно защищать от самих себя))
avetyan: вопрос, ты знаешь, риторический. Решает власть имущий. Власть бесчинствует, народ безмолствует.
ОтветитьУдалитьВот и вся безопасность на этом)))
ОтветитьУдалитьНа это тоже есть пост в Facebook (имхо, у Дениса Безкоровайного): "У вас дыра в безопасности. Ну хоть что-то у нас в безопасности" ;-)
ОтветитьУдалитьТакой порядок ценностей невозможен. Как отправить солдата на войну, если интересы личности выше интересов государства? Как посадить преступника в тюрьму, если интересы личности выше интересов общества?
ОтветитьУдалитьСохранность государства - гарантия безопасности общества и личности. Поэтому во все времена защищали государство ценой жизней солдат.
А солдаты защищают не народ, т.е. граждан и общество?
ОтветитьУдалитьИ народ, и солдат хотят жить. Но солдат жертвует своей безопасностью ради безопасности народа. Что и подтверждает: интересы народа выше интересов солдата.
ОтветитьУдалитьСначала наденьте кислородную маску на себя, потом на ребенка
ОтветитьУдалить