Pages - Menu

Страницы

18.4.12

Все ли метрики нужны? Все ли метрики важны?

И вновь вернусь к одной из дискуссий, поднятых на форуме директоров ИБ. Была поднята тема измерения эффективности ИБ. Нередко упоминались метрики ИБ, KPI ИБ и т.д. Но... стоило копнуть глубже и тема сдувалась. Выступающие, как правило, приводили в пример простейшие метрики ИБ. Вроде времени реагирования на рассмотрение заявки на доступ к ресурсам. Правильная ли это метрика? Безусловно. Важна ли она? Нет. Она никак и ни на что не влияет. Это пример технической метрики, которая нужна только для внутренней деятельности службы ИБ (я таких примеров приводил десятки). И даже не службы, а оценки конкретного процесса или даже продукта. Но...

На всех мероприятиях все выступающие говорят правильные слова о том, что надо разговаривать с бизнесом на его языке. Замечательно. А какой язык понимает бизнес? Риски и деньги. Причем деньги в первую очередь. А помогает ли метрика, упомянутая выше, заработать или не потерять деньги? Нет. Демонстрирует ли она снижение каких-нибудь рисков? Тоже нет. И в чем тогда ее потаенный смысл? И такой же вопрос касательно метрик, связанных с числом обнаруженных вирусов, процентом заблокированного спама, попыток НСД, числом утечек и т.д. и т.п. Ни одна из них никак не влияет на бизнес, а значит она не помогает службе ИБ демонстрировать свою эффективность.

Разумеется, это не значит, что их не надо измерять и применять на практике. Просто надо четко понимать, что эти примеры - не более чем низкоуровневые метрики для оценки эффективности продуктов. Это полезно, чтобы знать, насколько хорош тот или иной продукт, но совсем недостаточно, чтобы демонстрировать эти метрики бизнесу.

12 комментариев:

  1. Наверное буду не оригинален, но:
    1. Главные критерии для бизнеса - деньги, риски. деньги наверху пирамиды - это 1 уровень
    2. Связь между риском и деньгами - вероятностная, значит уже тут проблема каких либо измерений (а до метрик по ИБ еще далеко)
    3. Применили знания MBA - связь установили (допустим)
    4. Теперь требуется перечень рисков для бизнеса. Большой перечень. Подробный, с отраслевыми подсистемами. Риски - 2 уровень
    5. Составляем перечень предпосылок/причин возникновения к определенным (написанным) рискам для бизнеса. Предпосылки - 3 уровень
    6. Под предпосылками будут В ТОМ ЧИСЛЕ все возможные инциденты по ИБ (конечно они тоже делятся/классифицируются на технические, документальные, человеческие, психологические, социальные и т.д.).
    7. Каждый инцидент имеет свою количественную оценку.
    8. Анализируем влияние инцидента на каждый из уровней пока не доберемся до денег
    9. Каждая связь имеет свою вероятность и вес. Их и надо считать.Считать через статистику.
    10. Набираем статистику по связям и вероятностям наступления событий. Анализируем, составляем "лучшие практики". Мониторим. Корректируем.

    Чтение книжек из Америки (к сожалению только в переводе) подсказывает, что они не заморачиваются сложностью - на это автоматизация есть. И оказывается все достаточно просто. PMBoK тому один из примеров.
    Возникает резонный вопрос - "а кто это все будет делать?", ответ - "я не знаю чему конкретно учат в MBA, но по идее именно этому, причем такой спец должен иметь несколько образований (тех, эконом, юрист) либо быть любознательным перфекционистом". Таких надо выращивать.
    Единственно, что на мой взгляд НЕ надо делать - это создавать все это на бумаге, как документ. Плоская двумерная структура убивает многоаспектность. Можно было бы рисовать все это в виде интеллект карты (со ссылками, весами, количеством, автоматическими расчетами) в трехмерке - но продуктов пока таких (хотя бы только рисования)найдено не было.

    ОтветитьУдалить
  2. Наверное буду не оригинален, но:
    1. Главные критерии для бизнеса - деньги, риски. деньги наверху пирамиды - это 1 уровень
    2. Связь между риском и деньгами - вероятностная, значит уже тут проблема каких либо измерений (а до метрик по ИБ еще далеко)
    3. Применили знания MBA - связь установили (допустим)
    4. Теперь требуется перечень рисков для бизнеса. Большой перечень. Подробный, с отраслевыми подсистемами. Риски - 2 уровень
    5. Составляем перечень предпосылок/причин возникновения к определенным (написанным) рискам для бизнеса. Предпосылки - 3 уровень
    6. Под предпосылками будут В ТОМ ЧИСЛЕ все возможные инциденты по ИБ (конечно они тоже делятся/классифицируются на технические, документальные, человеческие, психологические, социальные и т.д.).
    7. Каждый инцидент имеет свою количественную оценку.
    8. Анализируем влияние инцидента на каждый из уровней пока не доберемся до денег
    9. Каждая связь имеет свою вероятность и вес. Их и надо считать.Считать через статистику.
    10. Набираем статистику по связям и вероятностям наступления событий. Анализируем, составляем "лучшие практики". Мониторим. Корректируем.

    Чтение книжек из Америки (к сожалению только в переводе) подсказывает, что они не заморачиваются сложностью - на это автоматизация есть. И оказывается все достаточно просто. PMBoK тому один из примеров.
    Возникает резонный вопрос - "а кто это все будет делать?", ответ - "я не знаю чему конкретно учат в MBA, но по идее именно этому, причем такой спец должен иметь несколько образований (тех, эконом, юрист) либо быть любознательным перфекционистом". Таких надо выращивать.
    Единственно, что на мой взгляд НЕ надо делать - это создавать все это на бумаге, как документ. Плоская двумерная структура убивает многоаспектность. Можно было бы рисовать все это в виде интеллект карты (со ссылками, весами, количеством, автоматическими расчетами) в трехмерке - но продуктов пока таких (хотя бы только рисования)найдено не было.

    ОтветитьУдалить
  3. Так вот настоящие метрики Деньги-...-инцидент появятся тогда, когда появятся описанные системы.

    ОтветитьУдалить
  4. > Она никак и ни на что не влияет.

    Влияет, на время начала исполнения заявителем его бизнес-функций. Перегрев этой метрики может привести к тому, что бизнес понесет потери, особенно там, где скорость бизнес-реакций должна быть высокой.

    Вот тебе и деньги.

    ОтветитьУдалить
  5. Хотя в общем то предыдущий пост Алексея об этом.

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Что-то никто не прокомментил, что у РКН новый начальник!?

    Глава Роскомнадзора Сергей Ситников перешел на должность губернатора Костромской области. Вместо него службой будет руководить его заместитель Олег Иванов, который осенью перешел в Роскомнадзор из Минобороны.

    ОтветитьУдалить
  8. Ну Иванов... И что? Он какое отношение к ПДн имеет? Никакого.

    ОтветитьУдалить
  9. Да? А чего не РКН уже проводки проверки по ПДн?

    ОтветитьУдалить
  10. Метрика, приведенная тобой в посте как ненужная, на самом деле очень важна, так как напрямую влияет на время начала исполнения бизнес-функции заявителем. Перегрев этой метрики приводит к тому, что человек, получая зарплату но не работая с ресурсами, реально просаживает бабло и не зарабатывает его. Особенно важно это там, где скорость принятия бизнес-решений должна быть высока. Вот тебе и деньги, живые.

    ОтветитьУдалить
  11. Алексей, тогда и метрика должна быть другой ;-)

    ОтветитьУдалить
  12. В классике при проведении оценки рисков надо в том числе учитывать эффективность имеющихся защитных мер. а метрики в свою очередь могут как раз отражать то, насколько эти самые меры эффективны.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.