Хочется порассуждать о будущем. Точнее о ближайшем будущем - после 7-го мая, когда должна быть сформирована новая структура Правительства. Слухов ходит много и разных. Один из них заключается в том, что Минкомсвязь сольется с Минтрансом, как это уже было несколько лет назад. Но тогда Рейману удалось отстоять свое ведомство и слияние было отменено. В этом раз ситуация повторяется и, учитывая, "внимание" будущего Президента к теме ИТ, идея сделать единое инфраструктурное министерство не такая уж и нереальная. Все-таки с транспортными артериями у нас проблемы и они на поверхности. А вот артерии коммуникационные - с ними как бы все и так хорошо. Веб-выборы прошли, телевидение работает, СМИ можно Минкульту отдать. Зачем отдельное ведомство?
Но мне гораздо более близка тема о будущем ФСТЭК. Опять появились слухи о том, что это ведомство может после 7-го мая прекратить свое существование. Логика в этих слухах тоже есть. Начнем с того, что в прошлый раз ФСТЭК в структуре Правительства появилась не сразу, а только после вмешательства Григорова (бывший директор ФСТЭК). Но уже тогда было много вопросов к этой структуре. И название непонятное. Ну что такое технический контроль? Им не Ростехнадзор должен заниматься разве? Экспортный контроль? А причем тут отдельное ведомство? Почему нельзя навесить эту функцию на Минэкономразвития или Минпромторг? Гостайна? Ну с ней тоже непонятно, почему два ведомства (ФСБ и ФСТЭК) ею занимаются. ТЗКИ? Опять же на ФСБ можно повесить - чего плодить кучу органов, занимающихся одним и тем же. Место ФСТЭК в иерархии тоже всегда вызывало вопросы - она же в структуре МинОбороны находится. А с чего структура Минобороны будет отвечать за защиту коммерческих структур, сертификацию средств защиты, проверки и т.д.? Иными словами вопросов было много, а реальной работы не видно - на всех совещаниях по теме национальной безопасности и ИТ обычно присутствовала ФСБ, но не ФСТЭК. Если посмотреть на отчеты о деятельности ФСТЭК за 2010-й и 2011-й годы, то никаких особых заслуг и результатов там не замечено.
Что в итоге? А ничего, если честно. Как это часто бывает, слухов циркулирует много, но пока не будет опубликована финальная структура правительства, говорить о чем-то утвердительно нельзя. А слухи о расформировании ФСТЭК и Минкомсвязи появляются уже не раз и каждый раз эти слухи так ничем и не завершаются.
Но мне гораздо более близка тема о будущем ФСТЭК. Опять появились слухи о том, что это ведомство может после 7-го мая прекратить свое существование. Логика в этих слухах тоже есть. Начнем с того, что в прошлый раз ФСТЭК в структуре Правительства появилась не сразу, а только после вмешательства Григорова (бывший директор ФСТЭК). Но уже тогда было много вопросов к этой структуре. И название непонятное. Ну что такое технический контроль? Им не Ростехнадзор должен заниматься разве? Экспортный контроль? А причем тут отдельное ведомство? Почему нельзя навесить эту функцию на Минэкономразвития или Минпромторг? Гостайна? Ну с ней тоже непонятно, почему два ведомства (ФСБ и ФСТЭК) ею занимаются. ТЗКИ? Опять же на ФСБ можно повесить - чего плодить кучу органов, занимающихся одним и тем же. Место ФСТЭК в иерархии тоже всегда вызывало вопросы - она же в структуре МинОбороны находится. А с чего структура Минобороны будет отвечать за защиту коммерческих структур, сертификацию средств защиты, проверки и т.д.? Иными словами вопросов было много, а реальной работы не видно - на всех совещаниях по теме национальной безопасности и ИТ обычно присутствовала ФСБ, но не ФСТЭК. Если посмотреть на отчеты о деятельности ФСТЭК за 2010-й и 2011-й годы, то никаких особых заслуг и результатов там не замечено.
Что в итоге? А ничего, если честно. Как это часто бывает, слухов циркулирует много, но пока не будет опубликована финальная структура правительства, говорить о чем-то утвердительно нельзя. А слухи о расформировании ФСТЭК и Минкомсвязи появляются уже не раз и каждый раз эти слухи так ничем и не завершаются.
Думаю, перекраивать структуру ведомств никто не будет: заменят полтора Нургалиева, а системно не пойдут - не до того. Во-первых, отложенный до выборов экономический кризис, во-вторых, политическая реакция.
ОтветитьУдалитьПосмотрел отчет ФСТЭК за 2011 год.
ОтветитьУдалитьhttp://ispdn.ru/news/fstek_2011.pdf
Чего-то неожиданного не увидел, улыбнул п.2.
1. Экспортный контроль на 4 месте (последнем).
2. Цитирую: Обязательные требования в сфере деятельности ФСТЭК России определяются на основе проводимого в рамках научно- исследовательских работ анализа развития возможностей иностранных технических разведок, информационных технологий, методов и способов технической защиты информации, технологий, применяемых для создания оружия массового поражения и средств его доставки;???
3. Указали факт возможности проверки только ГИС, а остальных – по правительственному списку.
4. В качестве экспертов аккредитованы три организации, причем все государственные.
5. Сокращено финансирование надзорных мероприятий.
6. За более чем 500 тыс. руб. обучили 72 человека – порядка 7 тыс. за каждого – маловато что-то.
7. Сокращение числа проверок и суммы штрафов.
8. Три внеплановые проверки – ГТ и экспорт.
Убрать ФСТЭК - это системное изменение? Я боюсь, что в Правительстве-то многие не знают про это ведомство. А уж обыватели...
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСо стороны первых лиц согласование нужно, а у них голова обвалом занята.
ОтветитьУдалитьИМХО ФСТЭК уже более мертв, чем жив. Новые требования по ПДн разрабатывает ФСБ - это как раз показатель. Точнее ФСТЭК не умрет, а вольется в ФСБ скорее всего, а там уже успешно ....
ОтветитьУдалитьа реестр ключевых систем?
ОтветитьУдалитьа контрольные мероприятия?
в Пр-ве не знают?
в округах и субъектах у ФСТЭК хватает штыков!
1. КСИИ отдать в ФСБ.
ОтветитьУдалить2. Контрольные мероприятия ФСТЭК и так не делает. По отчетам ФСТЭК это видно.
Алексею Т.: новые требования разрабатывают оба ведомства. Просто у ФСТЭК они базируются на 58-м приказе, которые не претерпит сильных изменений. А вот ФСБ свои документы 2008-го года планирует менять сильнее.
ОтветитьУдалитьРигелю: какое согласование? Достаточно на подпись дать структуру с отсутствующей ФСТЭК ;-) И вообще. Если полномочия, ресурсы, имущество ФСТЭК передавать в ФСБ, то и инициатива должна исходить от ФСБ. А уж донести ее до будущего Президента будет несложно
ОтветитьУдалитьДумаешь, усиление роли ФСБ в наше сложное время не глядя подписывают?
ОтветитьУдалитьз.ы. Чтобы принять решение, нужно оценить последствия: как это изменит баланс "илит", как общество отреагирует на заголовки "после Сахарова и Болотной ФСБ возьмет под контроль персональную информацию" и т.п. Даже если последствия в итоге получатся нулевые, время-то на приход к этому выводу требуется ненулевое. Найдет власть сейчас время на просчет этих поледствий, или у нее голова более серьезными проблемами занята - это вопрос.
ОтветитьУдалитьЯ думаю последствия как раз в данный момент оценивают ;-) И к 7-му мы уже получим продукт этой оценки
ОтветитьУдалить2 Алексей Лукацкий.
ОтветитьУдалитьДа нет, представитель ФСБ на конференции АДЭ кратко рассказал, что измениться порядок классификации, создадут уровни защищенности и будет единая модель 4-х уровневого нарушителя. 58 приказ вообще упомянут не был. Хотя говорил загадками конечно.
В управлениях "штыки" уже давно поувольнялись, проверять там почти нечего. Проверки в любом случае будет проводить РКН, так что запугивать "ФСБ теперь контролирует ПДн" не стоит. Все будет хорошо, а точнее плохо. :-)
Алексей Т.: Было бы странно, если бы ФСБ говорила про ФСТЭК ;-) А что касается нарушителей, то их будет 3 уровня.
ОтветитьУдалитьИнтересное совпадение дат и тем
УдалитьВсе возвращается на круги своя
ОтветитьУдалить