Pages - Menu

Страницы

23.1.12

Концепция нового мероприятия по ИБ

Не раз я уже писал про мероприятия в области ИБ. И прихожу я к мысли, что организаторы зашли в тупик, пытаясь удовлетворить в первую очередь потребности спонсоров, которые пытаются вольно или невольно, явно или неявно впарить свою продукцию под любым соусом. А организаторы отпускают все это на самотек, иногда пытаясь хоть как-то причесать программу, убрав из нее голимую рекламу. Но итог обычно предрешен - куча несвязанных между собой выступлений, объединенных только тем, что все они про ИБ. Можно ли улучшить эту ситуацию и, с одной стороны, удовлетворить спонсоров, а с другой - посетителей?

Ехал я давеча с заседания программного комитета межотраслевого форума директоров по ИБ и родилась у меня концепция нового мероприятия по ИБ. Идея проста - надо плясать не от спонсоров и даже не от темы ИБ - танцевать надо от потребностей бизнеса, вокруг которых (взяв одну-две за основу) и выстраивать все мероприятие. Допустим стоит перед компанией задача перехода на безбумажный документооборот. Достаточно популярная тема, которая влечет за собой немало вопросов ИБ. Как увязать их вокруг документооборота? И много ли тем вообще наберется? С ходу могу предложить следующий набор докладов, объединенных в высокоуровневые наборы тем:
  1. Юридическая значимость электронных документов
    • Удостоверяющие центры
      • Свой или чужой?
      • Выбор чужого УЦ
      • Построение и аккредитация собственного УЦ
      • Взаимодействие между компаниями
    • Электронная подпись
      • Какую выбрать?
      • Как встроить ЭП в систему ЭД?
      • Носители ЭП - токены, смарт-карты и т.д.
  2. Обеспечение конфиденциальности
    • Защита от утечек
      • Огромный выбор тем про DLP
    • Шифрование
      • При передаче по каналам связи
      • При передаче на носителях
    • Легитимность перлюстрации
  3. Непрерывность функционирования системы ЭД
    • Безопасность ЦОД, в котором стоит система ЭД
      • Свой ЦОД или чужой?
        • Облачный поставщик услуг ЭД
          • Много всего про безопасность облаков
      • SLA и особенности заключения договора с аутсорсинговым ЦОД
    • Защита ЦОД от атак
      • Межсетевые экраны
      • Обнаружение и предотвращение вторжений
      • Отражение DDoS-атак
        • Собственная антиDDoS-система или чужая?
    • Архвивирование сообщений
    • Контентная фильтрация
      • Антиспам
      • Антивирус
    • Анализ защищенности системы ЭД и управление патчами
  4. Удаленный и мобильный доступ к системе ЭД
    • Безопасность мобильных платформ
      • Bring your own device (BYOD)
    • Контроль удаленного доступа
      • Network Admission Control (контроль сетевого доступа)
    • Управление мобильными платформами
  5. Соответствие
    • Оценка соответствия защитных средств и мер
      • ФСТЭК
      • ФСБ
      • Отраслевые стандарты
    • Аудит
      • Как выбрать аудитора?
    • Системы контроля конфигураций
    • Цена вопроса
      • Как выбрать поставщика средств и услуг ИБ
      • Обоснование перед руководством
    • Пользователи
      • Повышение осведомленности
      • Тесты на проникновение
      • Примеры внедрений

      Примерно так (хотя про электронный документооборот я наверное не все темы рассмотрел). И такое дерево тем можно выстроить практически вокруг любой бизнес-задачи, стоящей на повестке дня перед большинством российских организаций. Т.е. темы то по сути теже, что и сейчас рассматриваются на различных конференциях, но тут они объединены единым замыслом и взаимоувязаны друг с другом. А это гораздо более ценно, чем набор пусть и интересных, но разрозненных тем. И пользователю такие мероприятия будут гораздо интереснее, чем нынешние. А следовательно и спонсору понравится целевая аудитория. Да и статус организаторы сразу повысится; особенно у того, кто первый сделает шаг в этом направлении.

      33 комментария:

      1. А теперь давайте попробуем менять вывески под готовую (типовую) программу.

        ОтветитьУдалить
      2. Очень грамотная идея!Важно изменить подход к рассмотрению проблемы (автор правильно расставил акцент), а не "менять вывеску". Если подходить с этой стороны, то многим участникам станет понятней, что необходимо в первую очередь, а что, во вторую.

        ОтветитьУдалить
      3. Все же не зря нашу страну называют "страна советов" - ну все мы знаем, всем советы дадим...
        Может стоит вначале поговорить с теми кто все эти конференции организует. Ну, и конечно, не надо других считать дураками, а себя самым умным.

        ОтветитьУдалить
      4. А может быть тем, кто проводит конференции, поговорить с теми, кто участвует в них на протяжении многих лет по всему миру?

        ОтветитьУдалить
      5. Если честно, не очень понял, чем это отличается от уже имеющегося... Открыл первую попавшуюся программу конференции (инфофорум оказался) по документооброту - почти все такие темы есть.

        ОтветитьУдалить
      6. Роман, ну очень неудачный пример ;-) Инфофорум НИКОГДА не имел связанной программы, хоть сколь-нибудь похожей на то, что я описал.

        ОтветитьУдалить
      7. Все правильно, Алексей.
        Но проблема не в тематике - проблема в контенте. ИМХО, аренда в Москве недешева (перелеты в другие города не дешевле), отсюда высокие взносы за участие, отсюда малое количество участников и т.д. ВСе, что не приносит прибыли, неинтересно организаторам. Вы готовы лично организовать конференцию?

        ОтветитьУдалить
      8. А на многих конфах платное участие? В большинстве они проводятся за счет спонсоров. И организаторы не готовы с ними спорить. Отсюда и проблема. Была бы тема хорошая - народ бы с удовольствием бы поехал. Больше народа - больше интереса от спонсоров. Следовательно и организаторам интереснее.

        Лично я бы не смог организовать конфу. По двум причинам - я не специалист в области именно организации мероприятий и у меня нет исходного капитала на аренду площадки и т.п. Тут нужен именно тот, кто организует евенты.

        А от Cisco я бы не смог этого сделать, т.к. у нас портфолио по безопасности не так велико и многие темы мы не закрываем, фокусируясь в нашей зоне компетентности. Да и ни один вендор, пожалуй, такое мероприятие провести не сможет, т.к. у него нет законченного решения той или иной задачи.

        Поэтому это удел таких компаний как Инфор-Медиа, Гротек, Рэстек, АИС, Авангард, Event Solution и т.п. Но большинство из них и так спокойно существуют, не сильно заморачиваясь нехваткой заказов, спонсоров и аудитории.

        Еще интеграторы могут поднять такую задачу. Например, ICL, проводящий свой IT & Security Forum в Казани.

        ОтветитьУдалить
      9. Коллеги, как вы думаете кто может организовывать и проводить подобные мероприятия. Особенно учитывая их высокоуровневую направленность и противодействие спонсорам. Вероятным кандидатом получаются федеральные органы власти. (интеграторы зависимы от спонсоров, да и уровень не тот).

        ОтветитьУдалить
      10. Алексей, вы описали очень актуальный пример (по организации значимого ЭД) и набор докладов более чем приемлем. Еще очень интересна собственно схема создания и функционирования УЦ и построения ИС ПДн в свете новых веяний.

        ОтветитьУдалить
      11. Проводить подобные мероприятия в идеале должны регуляторы (по УЦ и ЭД - Минкомсвязи, по ИСПДн - ФСБ и ФСТЭК России)

        ОтветитьУдалить
      12. Не совсем понятно какая аудитория будет у такого мероприятия.

        Основная тема - внедрение электронного документооборота.
        Следовательно соберутся ехать ответственные за внедрение ЭД. И тут им начинают читать типовой доклад по обнаружению вторжений. Поймут ли его специалисты по ЭД и будет ли им интересно?

        Ещё момент - докладчики. Будет ли у каждого докладчика переписать свою презентацию под специалистов по ЭД? Скорее всего большинство возмет свои типовые презентации, которые они позавчера читали на другом мероприятии.

        ОтветитьУдалить
      13. И вообще, если Организатор, например Гротек возьмется провести качественное мероприятия, как он проконтролирует что приглашенные докладчики приготовили то что надо?

        Получается у Организатора должн быть возможности провести до начала мероприятия экспертизу всех докладов и выступлений.

        ОтветитьУдалить
      14. Сергей, а кто мешает организатору конференции проводить экспертизу докладов? Это, насколько я знаю, их обязанность, тем более, если организаторы хотят провести качественное мероприятие.
        На PHD и ZeroNights именно так и поступали.

        ОтветитьУдалить
      15. Ну вообще такое мероприятие очень похоже на целевое обучение, тк его задача внести в умы ясность по вопросу. Разница имхо в том что программа не согласована с ФСТЭК и просто отражает текущую позицию (очевидно регуляторов)с примерами лучших практик и компетентными комментариями сведущих людей.
        Интерес то в общем должен быть обоюдным..)

        ОтветитьУдалить
      16. Что именно мешает не могу сказать, так как не проводил мероприятий.

        Но неоднократно сталкивался с ситуацией, что у Доклачики передают свои презентации либо в последний момент перед началом мероприятия, лобо вобще приносят на флешке на само мероприятие.
        Какая уж тут экспертиза?

        ОтветитьУдалить
      17. Документооборот - это тема ближе всё-таки к ФСБ (ЭП, УЦ и т.п.).
        А согласованность с регулятором ничего не гарантирует и не даёт.

        ОтветитьУдалить
      18. "Доклачики передают свои презентации либо в последний момент перед началом мероприятия, лобо вобще приносят на флешке на само мероприятие"
        Это проблема планирования таких мероприятий. Если заранее установить приемлемый срок сдачи материалов (тезисы, анкету, презентацию) на экспертизу и требования к этим материалам, то и время на саму экспертизу будет.

        ОтветитьУдалить
      19. "- ну можно подумать такого не было, и что ? Во первых а судьи кто ? "
        Вопрос был не в судьях, а в том, что "докладчики передают свои презентации либо в последний момент перед началом мероприятия, лобо вобще приносят на флешке на само мероприятие"
        На PHD и ZeroNights была модерация докладов и судьи были известны. Конференции прошли на другом уровне по сравнению с инфобезами и т.п.

        ОтветитьУдалить
      20. Сергею Борисову: Аудитория как раз безопасники. Просто они будут слушать не доклады, между собой несвязанные, а доклады вокруг одной важной для их предприятия темы. Причем с их точки зрения. Для тех же СЭДовцов темы будут другие. Для ИТшников другие.

        Что касается докладчиков, которые читают одну и ту же презу на разных мероприятиях, это проблема. И решать ее должны организаторы, эксперты (обычно хорошо знающие докладчиков) и слушатели, которые в анкетах должны написать, что докладчик такой-то нес ахинею, которую он несет каждый раз ;-)

        Евгению Шауро: А проводить могут те же компании - надо только захотеть.

        mike: Миша, у меня никогда не было проблем с нашим маркетингом. Более того, я их бюджетами и не пользуюсь ;-) И вообще это зависит от отношения маркетинга к вопросу. Я лично никогда продукты Cisco не рекламирую (если это не мероприятие самой Сиско) - могу упомянуть и то вскользь. А для рекламы достаточно в раздатку сунуть макулатуры и баннер свой повесить.

        ОтветитьУдалить
      21. Алексею Краснову
        ФСБ имеет прямое отношение к УЦ только в части использования криптосредств (те их участие явно необходимо). Уполномоченным в сфере использования ЭП является Минкомсвязи. Им бы и карты в руки. Благо - специалисты у них есть..

        ОтветитьУдалить
      22. Ну я и говорю - что если уж на Инфофоруме все это есть... Проблемы современных мероприятий по ИБ, что их стало много, но они все как братья близнецы. Приходишь, а там как в песне Макаревича "А наутро все те же за тем же столом.."(С) Поэтому появляющиеся мероприятия новых форматов тут же становятся заметными. Я в главном поддерживаю Алексея - конференция должна приносить слушателю практическую пользу. Но это можно сделать в рамках любого мероприятия, все зависит от усердия организаторов...

        ОтветитьУдалить
      23. Еще маленький "алаверды" Мы конечно все хотим слушать ведущих мировых экспертов и консалтеров. Но приезд одного ведущего эксперта - это + 10 КилоЕвро к мероприятию. Значит опять проблемы финансов, спонсоров и их рекламных выступлений (согласен, все мы этим грешим в той или иной степени, у каждого она своя). Даже проще, когда кто-то сам полностью мероприятие организует (вендор, интегратор или кто еще) Т.е. один доклад про свои "самые лучшие шпингалеты" сделал, а остальное все "на злобу дня".

        ОтветитьУдалить
      24. План конференции мне нравится. А перед его составлением делались расчеты того насколько подготовленная публика придет?

        ОтветитьУдалить
      25. Миша, я не про бесплатное приглашение. Я про те мероприятия, где мы спонсоры. Я не использую маркетинговые бюджеты - у меня иные источники, которые позволяют мне быть более свободным в распоряжении средствами ;-)

        ОтветитьУдалить
      26. Это к с бюджетированием ИБ ;-) Бюджет службы ИБ - только один из полутора десятков источников получения денег на развитие ИБ в компании.

        ОтветитьУдалить
      27. Алексей,
        Давай не будем забывать о так называемом цикле жизни любой идеи. Опыт наш говорит об этом.
        Например вспомним первые инфорсекьюрити и иже с ними. Любая идея живет 2-3 цикла потом портится. Далее - формат и время доклада. О какой экспертизе можно рассказать за 10 минут, при том что половина народа присутствующего на выступлении откровенно зевает.
        Идея хороша, но проработка должна быть на уровне. И явно спонсором таких конференции в первую очередь должны выступать регуляторы а не просто поддерживать :-)

        ОтветитьУдалить
      28. Как человек, сделавший десяток конференций разного размера для аудиторий ИБ и не только, могу сказать, что главная проблема ИБ-конференций - участники от компаний-заказчиков не могут платить ни за какой контент. Маркетологи могут заплатить, финансисты - могут, даже CIO - могут, а даже самый главный безопа сник самого большого банка будет канючить - 'мне не оплатят'. Маркетинговая или CIO-конференции делается так: берется интересный контент, приглашаются знаковые спикеры -> набирается платная аудитория из заказчиков -> эта аудитория продается спонсорам (причем часто вообще без выступление). Косты покрываются участниками, спонсорские взносы - чистая прибыль. Эта схема абсолютно не работает в ИБ - позиции даже начальников ИБ в бизнесе, а тем более в государстве просто жалки. Остается только схема: придумываем тему -> зовем спонсоров -> бесплатно приглашаем участников, что подразумевает никакой контент, потому что даже мега-участники от спонсоров не способны интересно представит свой продукт. Модерацию спонсорских выступлений могут позволить себе только богатые организаторы, готовые недополучить прибыль из-за стройной структуры контента, такие есть среди вендоров, и таких нет среди профессиональных ивент-агентств.

        ОтветитьУдалить
      29. Как человек, сделавший десяток конференций разного размера для аудиторий ИБ и не только, могу сказать, что главная проблема ИБ-конференций - участники от компаний-заказчиков не могут платить ни за какой контент. Маркетологи могут заплатить, финансисты - могут, даже CIO - могут, а даже самый главный безопа сник самого большого банка будет канючить - 'мне не оплатят'. Маркетинговая или CIO-конференции делается так: берется интересный контент, приглашаются знаковые спикеры -> набирается платная аудитория из заказчиков -> эта аудитория продается спонсорам (причем часто вообще без выступление). Косты покрываются участниками, спонсорские взносы - чистая прибыль. Эта схема абсолютно не работает в ИБ - позиции даже начальников ИБ в бизнесе, а тем более в государстве просто жалки. Остается только схема: придумываем тему -> зовем спонсоров -> бесплатно приглашаем участников, что подразумевает никакой контент, потому что даже мега-участники от спонсоров не способны интересно представит свой продукт. Модерацию спонсорских выступлений могут позволить себе только богатые организаторы, готовые недополучить прибыль из-за стройной структуры контента, такие есть среди вендоров, и таких нет среди профессиональных ивент-агентств.

        ОтветитьУдалить
      30. Руст, а как тогда быть с магнитогорской конфой? Безопасники платят за учачтие

        ОтветитьУдалить
      31. Отраслевые мероприятия под эгидой регулятора (можно еще вспомнить такие же для энергетиков за рубежом и туапсинскую для дочек Связьинвеста) - "обязон", кто не поехал - тот лох + действительно актуальный для отрасли контент, идущий от профессионализма регулятора. Взнос за участие в таких конфах - практически налог, т.е. обсуждению в бухгалтерии не подлежит.

        Но там главное не правильный контент (о чем был изначально твой пост), а разговоры в кулуарах и неформальный доступ к регулятору. Если вместо выступлений там, например, показывать старые фильмы (как повод все-таки проснуться и прийти в зал), все равно все будут платить и ехать.

        Как-нибудь тебя приглашу на маркетинговую конференцию, куда меня зовут иногда выступать - там люди платят за участие по 25 000 руб за день и при этом стоят в проходах и снимают на телефоны каждое выступление (даже мое!!!). Там люди понимают, что одна идея, услышанная на конфе принесет существенно больше денег, чем взнос.

        А у нас в ИБ эксперт на эксперте сидит и ждет, куда его еще бесплатно пригласят :) Проверено не раз: проще одному и тому же человеку продать DLP-систему за 7 000 000 рублей, чем участие в DLP-Russia за 7 000 :).

        ОтветитьУдалить
      32. Хороший подход к построению мероприятия.
        А вот на счет разделения тем по специализации (Безопасники, СЭДы, IT) согласен.
        Но ситуации бывают разные - у нас, например:
        1. Безопасники - занимаются только "экономической безопасностью", т.е. кредитами и т.п.
        2. Есть специалист по ИБ - трудно потом что-то от него выспросить. Сам не понял и другим не "донес".
        3. Остаются IT - и руководство считает, что если в фразе есть слово "информационная", то это как раз сюда.
        Т.е. придется нам 3 мероприятия посещать =)

        ОтветитьУдалить

      Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.