"Но что же делать тем компаниям, которые все-таки хотят продать себя? Начнем с того, что у нас практически отсутствуют серьезные инвестиции в исследования и разработки (R&D). Отчасти это связано с отсутствием «свободных» денег, отчасти с непониманием необходимости таких исследований. Это приводит к тому, что у нас не так много действительно серьезных инновационных продуктов и интересных технологий. Многие из них являются результатом работы энтузиастов, а не целенаправленной работой. Отсюда вытекает и вторая проблема – отсутствие как задокументированного описания продукта, так и юридических прав на него (патенты, торговые марки, авторские права и т.п.). Покупать компанию или технологию в таких условиях чревато негативными последствиями – на продукт кто-то может предъявить свои права или на основе этой интеллектуальной собственности будет создан новый конкурирующий продукт. Поэтому рекомендация первая – оформите права на свои достижения и внедрите грамотный процесс разработки, включая документирование всех шагов.
Вторая основная проблема, которую надо устранять – четкое понимание направления движения своего развития. Как строительство дома немыслимо без плана, так и развитие бизнеса невозможно без стратегии. И вот тут мы сталкиваемся с тем, что давно описано в западной литературе (там такие же проблемы). «Многие компании имеют достаточно внушительные стратегические планы развития, но мало кому удается их реализовать. Крис Зук и Джеймс Аллен в своей книжке «Прибыль от основного бизнеса» (Profit From the Core) анализируют опыт почти 1900 крупных корпораций из разных стран, и оказалось, что только 12 процентов из этих компаний смогли добиться роста доходов при сохранении прибыльности. В большинстве случаев компаниям не удавалось преодолеть весьма скромный рубеж – увеличивать доходы и прибыль на 5.5 процентов в год при существующей стоимости капитала. Между тем у 90 процентов исследованных компаний имелись подробнейшие стратегические планы, предусматривающее достижение гораздо более значимых результатов. Чем объясняется такой разрыв между намерениями и реальными показателями? Авторам кажется, что проблема заключается в отсутствии связи между декларированием корпоративной стратегии и её осуществлением. Проведя исследование, авторы увидели, что в среднем 95 процентов сотрудников компаний не понимают стратегии компаний или вообще не имеют о ней представления. Но если сотрудники, которые работают с клиентами или обеспечивают создание стоимости, ничего не знают о стратегии, они никак не могут способствовать её эффективной реализации. Такую ситуацию нельзя считать нормальной» (Роберт Каплан и Дэвид Нортон, «Отдел управления стратегией», Гарвард Бизнес Ревю, Россия, 1’2006). Лучше и не скажешь. Иными словами, если вы хотите продать свой бизнес, то помимо такого желания необходимо иметь еще и четкий план, как это сделать.
Третья основная задача, которую надо решить – финансовая отчетность. При покупке необходимо быть уверенным в «чистоте» бизнеса, отсутствии долгов, «серых схем» и многих других российских особенностей, которые могут обернуться большими проблемами по завершении сделки M&A.
И, наконец, четвертая и последняя задача (может быть даже самая главная), позволяющая продать себя инвестору. Нужна идея! Причем не просто идейка, а именно ИДЕЯ! Любой мировой производитель не заинтересован в отдельно взятом локальном рынке (если это не рынок США, на которой приходится до 40% всего мирового ИТ и ИБ рынка). Технология или компания будет куплена только в одном единственном случае – она поможет в развитии всего бизнеса покупателя. Есть, конечно, исключения, но они скорее подтверждают правила. Поэтому думая о своей продаже, надо смотреть на рынок целиком и разрабатывать идею, которая будет интересна всему миру, а не отдельно взятой стране. Именно поэтому наша криптография неинтересна западным производителям – на нее нет спроса в странах, отличных от бывшего Советского Союза".
Мне четвертый тезис представляется спорным. Я верю в успех нишевой стратегии и не верю в успехи диверсификации. Чем уже ниша, тем выше шансы при равных ресурсах завоевать бОльшую долю рынка в этой нише. Российский рынок ИБ -- это очень специфическая и при этом сравнительно платежеспособная ниша, поэтому компании, действующие в этой нише, имеющие чёткие осознанные конкурентные преимущества и стратегию, базирующуюся на этих преимуществах, могут быть, на мой взгляд, вполне успешными и вполне интересными объектами для поглощения.
ОтветитьУдалитьДля российской компании - может и интересный объект для поглощения, но не для западной. Это я могу уверенно говорить ;-)
ОтветитьУдалить