Последние несколько дней все средства массовой информации много говорят о том, что предвыборная гонка перешла в свою завершающую фазу – у четвертого созыва Государственной Думы (ГД) началась последняя, осенняя сессия. За оставшиеся 3 месяца Госдума должна принять ряд законов, которые по мнению депутатов являются самыми важными для нашей страны. Относится ли к приоритету №1 информационная безопасность? Давайте посмотрим.
Итак, заходим на официальный сайт ГД в раздел «Приоритетные направления законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2007 года» (http://www.duma.gov.ru/index.jsp?t=plan/indexp.html). И что же мы видим? Из нескольких десятков законодательных инициатив только одна может быть отнесена к теме защиты информации. Федеральный закон «О служебной тайне», внесенный в Госдуму Комитетов по безопасности еще три года назад (в декабре 2004 года), был рассмотрен Советом Госдумы только в апреле прошлого года, а его рассмотрение в ГД запланировано на ноябрь 2007 года. Все, больше никаких законопроектов, исключая внесение изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О служебной тайне» и ФЗ «О коммерческой тайне». Относить такой проект, как разработка специального технического регламента «О безопасности устройств для развлечений», к вопросам информационной безопасности было бы не совсем правильно.
С чем может быть связана такая плачевная ситуация в области законодательства? На мой взгляд, причина проста и она хорошо иллюстрируется басней Крылова «Лебедь, рак и щука» или «Квартет». Иными словами у нас в Госдуме нет единого «владельца» темы «информационная безопасность». За нее отвечает целых три комитета – по информационной политике, по безопасности и комитет по энергетике, транспорту и связи. В положении о каждом из этих трех комитетов четко указано, что именно он отвечает за информационную безопасность. Однако хоть какую-то законодательную активность проявляет только одна структура – Комитет по безопасности; он же отвечает и за деятельность таких значимых для нашей отрасли структур, как ФСТЭК и ФСБ.
Когда за решение какого-то вопроса отвечает несколько человек, значит, за него не отвечает никто. И деятельность названных трех комитетов только подтверждает это. Комитету по энергетике, транспорту и связи хватает своих проблем в первых двух составляющих его названия. Что касается третьего элемента, то в этой сессии руки дошли только до финансовых вопросов, связанных с отраслью связи. У Комитета по информационной политике другие проблемы – свобода слова, право на получение и распространение информации, Интернет и т.п. Видимо поэтому, следуя классической поговорке о сапожнике без сапог, сайт этого комитета последний раз обновлялся в 2004 году.
Комитет по безопасности в первую очередь ориентируется в своей работе на борьбу с терроризмом, госбезопасность и иные аналогичные по масштабу вопросы. Именно так и появился в программе Госдумы появился законопроект «О служебной тайне». А ведь срок его внесения в Госдуму датирован еще 2004-м годом. И только под влиянием последних утечек из государственных и окологосударственных предприятий и организаций, ситуация сдвинулась с мертвой точки (хотя данный законопроект планировалось включить еще в весеннюю сессию 2006 года). С текстом проекта этого закона можно ознакомиться на сайте соответствующего комитета (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=124871-4&12). Там же можно ознакомиться и с финансово-экономическим обоснованием этого федерального закона. По мнению депутатов, реализация требований закона «О служебной тайне» не потребует вообще никаких средств из бюджета и все бремя финансирования ляжет на организации, которые должны соблюдать тайну своей деятельности. Данный проект интересен тем, что он очень сильно усложняет жизнь большинству организаций, решивших ввести у себя режим (а это любое юридическое или физическое лицо) служебной тайны. Во-первых, для защиты этого вида тайны необходимо использовать только сертифицированные средства защиты, а во-вторых, подключение информационных систем, содержащих служебную тайну, к Интернет попросту запрещен. К слову сказать, изменений в Уголовном Кодексе в связи с принятием этого закона не планируется (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=124861-4&12).
Вторым по счету, но не менее интересным, является законопроект «Об особенностях обеспечения информационной безопасности критически важных объектов информационной и телекоммуникационной инфраструктуры» (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=340741-4&12). Он «нашумел» некоторое время назад, в связи с попыткой запретить использование зарубежного ПО в стратегических сферах России – телекоммуникации, банки, энергетика, оборонка и т.д. К счастью, данный проект был «завернут» как Правовым управлением Госдумы, так и Правительством РФ из-за его недостаточной проработанности. Однако сам проект пока не снят и, судя по сайту Комитета по безопасности, находится на рассмотрении. Возможно к нему вновь вернутся, когда возникнет такая необходимость.
Что же мы имеем? Почти ничего. Кроме законопроекта «О служебной тайне» каких-либо иных проектов, связанных с ИБ, у этого созыва Госдумы больше нет. А, учитывая начало предвыборной борьбы, сложно надеяться, что список будет пересмотрен. Если только у нас не появится очередной нацпроект, который заставит депутатов пересмотреть свои планы на законотворчество.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.