Pages - Menu

Страницы

30.8.07

Что мешает нам развиваться... или парафраз о самоцензуре

Вспомните, когда последний раз вы выступали в своей компании с критикой чего-либо или кого-либо? Причем речь идет о позитивной критике, направленной на устранение какого-нибудь негативного момента в развитии компании, подразделения или продукта?

К сожалению, у нас очень развита самоцензура. "У нас" я имею ввиду современного человека, а не Россию. Многим гораздо проще молчать "в тряпочку", чем высказать, может и нелицеприятное, но все-таки важное мнение. И даже "анонимные ящики для общения с руководством" или возможность послать анонимное сообщение по e-mail ситуацию не меняют. Многие предпочитают "не выступать", считая "авось целее буду". Проблема в отсутствии культуры коммуникаций.

Большинство просто боится указывать не проблемы и недостатки; еще больше боятся предложить улучшение. Сотрудники боятся осложнений в любом их проявлении. Либо накажут за правду, либо заставят реализовывать свое же предложение. В любом случае спокойное течение офисной жизни нарушается. А это для многих хуже некуда. Инстинкт самосохранения...

Какое это отношение имеет к безопасности? Самое прямое. У нас поэтому многие ИБ-компании так и развиваются, как они развиваются. Перефразируя известное выражение из курса истории "Верхи не знают, а низы не хотят". На прошлой работе приходилось с этим сталкиваться. Был проект, детище руководителя компании. Задумка была неплоха, но ее реализация была далека от идеальной. На одном из совещаний я высказал свое мнение о том, что думаю. В ответ фонтан эмоций, преимущественно негативных, описываемых в двух словах так: "Не твое дело", "Не суйся", "Сам бы попробовал, а потом советовал" и т.д. И так по ряду вопросов. В итоге желание генерить идеи, советовать что-то пропадает. Климат это не улучшает; коллектив чувствует напряжение. В итоге руководство находится в плену своих идей, далеких от реальности. А сотрудники не готовы идти и выкладывать "правду-матку". Вот в результате у нас и появляется большое количество мертворожденных или абсолютно ненужных и неэффективных проектов и продуктов в области безопасности.

Можно ли изменить ситуацию? Можно. Но всякие "горячие линии" с руководством, почтовые ящики для предложений, центры идей - это всего лишь механизмы, которые ничто без более глубоких изменений в культуре самой организации. Именно в культуре, как бы пафосно это не звучало. Сотрудники должны понимать, как их предложение скажется на развитии компании. Они должны быть уверены, что их не накажут за "свободомыслие", а в случае удачной идеи даже поощрят.

4 комментария:

  1. Неадвно прочитал пару книжек Р.Фарсона "Менеджмент абсурда" и "Парадоксы лидерства". Там есть интересные мысли о способах эффективной коммуникации в различных компаниях. В какой-то степени, подобные подходы к менеджменту можно расценивать к "уровни развития" компаний...

    ОтветитьУдалить
  2. Ну, если выходить за рамки ИБ, так это вообще классика: третий из семи смертных грехов менеджмента качества - еще сам Деминг сформулировал.

    ОтветитьУдалить
  3. Ну ограничиваться ИБ тоже неправильно. Всегда надо выходить за ее рамки. Тем более, что в смежных областях придумано уже много чего всякого разного.

    ОтветитьУдалить
  4. Это да.

    Если понимать, что управление ИБ - это менеджмент, и не так уж важно, каких процессов это менеджмент, как то, что это менеджмент, тогда познавательного вокруг много.

    И чем проработаннее область менеджмента, тем больше из нее можно почерпнуть о менеджменте вообще и любом.
    Вон около менеджмента качества столько понаписано, что только толковых статей тысячи.
    Практически любую можно превращать в ИБ-шную простой автозаменой в Ворде.
    Даже странно, что этого еще никто не делает.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.