22.09.2016

А водителем у него сам Брежнев... (о ИБ-маркетинге)

Есть такой старый советский анекдот: "Как известно Л. И. Брежнев был большой любитель хороших автомобилей и сам частенько управлял ими. Как то ехал он с личным водителем и решил сам поуправлять. Водителя справа посадил, сам -за руль. Естественно, притопил, далеко за сотню. Гаишники с радаром в кустах спрятались, видят --их клиент. Один выбегает--палкой машет. Машина остановилась. Он только к водителю сунулся, сразу развернулся и назад, к своей идёт. Напарник его спрашивает: Что это там за гусь? Он ему в ответ: Не знаю, кто это, но за водителя у него сам Брежнев".

Он всплыл в голове, когда по итогам первого дня InfoSecurity Russia в Facebook шло обсуждение одной из компаний-экспонентов, у которой в рекламных материалах были упоминания очень серьезных заказчиков. А вспомнил я этот анекдот не случайно - достаточно давно, еще когда я только начинал заниматься ИБ, среди коллег ходила байка, что упоминание Центробанка в числе клиентов - это признак дурного тона. Дело в том, что при масштабах Центробанка и децентрализованной в то время политике закупок средств защиты в ЦБ и его главных управлениях можно было встретить практически все присутствующие средства защиты, которые часто покупались "поиграться" или для пилотных внедрений. Продажа какой-нибудь системы защиты на один ПК уже давала право продавцу смело заявлять, что в его клиентах числится "сам Центробанк" :-) Со временем ситуация почти не менялась - только число таких вот "Центробанков" стало расти. Газпром, Сбербанк, РЖД, Лукойл, ФТС, ФНС... Территориально-распределенных компаний-монстров у нас в России немало и каждая проповедует тот же принцип, что и ЦБ на заре зарождения отечественной отрасли ИБ.

Это я не к тому, что не надо верить, когда в рекламной листовке упоминается Сбер, ЦБ, Газпром и другие серьезные имена. Просто надо учитывать нюансы, связанные с желанием приукрасить свои возможности и преувеличить свое распространение. Кстати, у иностранных вендоров, особо маленьких, та же проблема. Только им чуть проще - они пишут не про Центробанк, а про списки Fortune. Кто-то упоминает Fortune 500, кто-то Fortune 100 или Fortune 200 (хотя таких официально и нет). Кому-то посчастливилось и он "попал" в Fortune 50. Проверить это сложно, зато выглядит солидно :-) Отдельные вендоры используют магическое "Top 10 в области...". Кто определил эти Top 10 непонятно, но зато можно завлекать этим потенциальных клиентов, которые хотят равняться на "Топ...", "Fortune..." и т.п.

У людей в нашей профессии, особенно публичных, такое тоже часто происходит. Бывает видишь, как человек пишет, что он "внедрял SOC в крупнейшем банке Восточной Европы" и думаешь: "Крутой чувак! Офигенный опыт! Буду держать его в уме, если спросят, кого можно на работу взять или на конференции выступить пригласить." А потом выясняется, что и банк-то российский. И не внедрял, а был менеджером проекта и носил бумажки на подпись. И не весь SOC, а только поставлял софтину для небольшой части одного из процессов SOC. Но ведь это не очень солидно будет (по мнению приукрашивающего себя) - вот и рождается очередной "г-н Садомский" - распространитель театральных билетов, называющий Министерство культуры своим местом работы. Этот герой из советского фильма-детектива "Визит к Минотавру" по мотивам одноименного романа братьев Вайнеров.



Да что далеко ходить; у меня и самого такое иногда бывает :-( Негативные издержки публичности. Главное, чтобы не переборщить в приукрашивании, а то неудобно может получиться...