15.06.2015

Конкурс стартапов Skolkovo Cybersecurity Challenge начинает свою работу

Не успел 27-го мая в рамках PHD отгреметь конкурс ИБ-стартатов от Almaz Capital, как в конце мая стартовал еще один конкурс стартапов по ИБ - уже от фонда Сколково и Cisco. Это Skolkovo Cybersecurity Challenge, который проводится уже не в первый раз (в прошлом году конкурс назывался iSecurity).


Я не хочу много писать о конкурсе - моя задача этой заметкой привлечь внимание к конкурсу. Но несколько слов все-таки скажу. Во-первых, стоит обратить внимание на то, что было уже представлено в прошлом году и на PHD в этом году. Как минимум, чтобы не повторяться. Если, конечно, это не вторая/третья попытка получить деньги (такие случаи бывают).

Участники стартап-конкурса на PHD (фото из Facebook)
На проведенном 2-3 июня в Сколково мероприятии Startup Village, также были стартапы по ИБ (наряду с множеством других). По результатам были выделены 3 основных ниши для развития - безопасность облаков, Интернета вещей и АСУ ТП. Интересный у стартаперов взгляд, конечно. Если не брать во внимание облака, то лезть в IoT и АСУ ТП (он же индустриальный Интернет-вещей, Industrial IoT) я бы, на месте стартаперов, не стал. В тему АСУ ТП стартаперов с неизвестной историей мало кто пустит, а значит коммерческие перспективы предлагаемого продукты неочевидны. В области IoT нечего делать без поддержки вендоров, которые пока заняты захватом доли рынка, чем защитой собственных технологий.

Сергей Ходаков, куратор сколковских проектов по ИБ

Также стоит сразу четко спозиционировать свое решение, так как продукт для российского и зарубежного рынка имеют немного разные подходы к продвижению. И хотя сегодня очень много говорят об импортозамещении, в России ИБ-стартапам делать почти нечего. Однако ввиду взятого Минкомсвязью курса на экспортопригодность, т.е. на захват отечественными продуктами рынков Южной Африки и Латинской Америки, ориентация на Запад - это тоже решение. Но оно должно быть осмысленным и правильно оформленным.

Считается, что выигрывает только тот стартап, который уже имеет реально работающий и продаваемый продукт. Это не совсем так. Просто такие проекты, за счет своей реальности, могут быть лучше описаны в документах и представлены на самом конкурсе. "Продавцы идей" обычно не могут четко сформулировать, что же они делают и для чего. И проигрывают они именно поэтому. Особо интересно выглядят конкурентные сравнения, когда существующий только в виде идеи продукт сравнивается с мировым лидером (в своей нише) и уже показывает феноменальный отрыв :-) Надо быть реалистами, что как раз и присутствует у тех, кто имеет прототип или реально работающий продукт и уже столкнулись с реальными заказчиками, которые до стартапа попробовали многое в этой же сфере.

И, наконец, стоит четко понимать, что и для чего вы делаете? Я в прошлом году сотворил краткий чеклист для стартапера. Он до сих пор остается актуальным. Ключевым там является понимание реальных потребностей заказчика. Стартап для продажи и стартап для решения задач клиента - это тоже две большие разницы. Учитывая, что в жюри и экспертный совет конкурса входят либо представители заказчиков, либо представители вендоров, продающих решения заказчикам, то стоит обратить на это внимание. Ориентация на венчурных капиталистов к успеху в конкурсе Сколково может и не привести.

Обсуждение темы кибербезопасности на Startup Village в Сколково 
ЗЫ. По результатам Startup Village один из участников написал заметку - стоит прочитать всем, кто будет стремится на аналогичные конкурсы. Правда, отдельные эксперты конкурса Cybersecurity Challenge эти мысли не разделяют. К ним тоже стоит прислушаться - они влияют на итоговый результат.