09.04.2015

В международной ИБ грядет передел

7 апреля стало известно сразу о трех достаточно важных событиях в области информационной безопасности, которые могут иметь далеко идущие последствия и которые, по сути, продолжают историю, ставшей публичной в прошлом году после проведения первых в России киберучений:
  • На RIGF объявили о подготовке проекта конвенции по информационной безопасности для стран-участниц БРИКС.
  • Совет безопасности объявил о начале подготовки новой редакции Доктрины информационной безопасности.
  • В недрах Госдумы готовится проект законопроекта "О мерах по обеспечению информационной безопасности в РФ".
Попробуем разобраться в каждом из этих событий в отдельности и вместе взятых.

Итак проект Конвенции. О ней говорили достаточно давно и то, что она будет принята, у меня сомнений нет. Российские официальные лица потратили немало усилий, чтобы это подписание состоялось уже в этом году (вот только один из примеров). Известно даже, что представлять ее будут в Уфе, на саммитах БРИКС и ШОС, в июле 2015-го года. И хотя между странами БРИКС были определенные разногласия, которые, например, не позволили подписать соглашение о сотрудничестве в сфере международной ИБ между Россией и Китаем в ноябре прошлого года, думаю, сейчас ситуация будет совсем иной. Страны, которые населяет около 1 миллиарда Интернет-пользователей, хотят подорвать монополию США на доминирование в этой сфере, а также в сфере Интернет. 


Тут необходимо сделать сноску. Международная ИБ - это не совсем тоже самое, что привычная нам информационная безопасность. Это скорее свод вопросов, касающихся цифрового суверенитета, управления Интернетом, международного сотрудничества и т.п. Россия в 2013-м году уже приняла локальный документ на эту тему, а еще раньше пыталась провести через ООН проект Конвенции об обеспечении МИБ. Но, как это часто бывает в последнее время, палки нам в колеса вставляли США и проект Конвенции был благополучно, если и не забыт, то убран под сукно ООН. Но Россия свой документ не забыла и продолжала его методически продвигать в среде своих партнеров по различным альянсам и союзам (ШОС, СНГ, БРИКС, ОДКБ и т.п.).

В частности за последнее время Россией были предприняты следующие шаги и инициативы:
  • Неудачная попытка 2011-го года о принятии в ООН правил поведения в области обеспечения МИБ от имени ШОС привела к тому, что в 2014-м году была подписана Душанбинская декларация глав государств-членов ШОС о международной ИБ, после которой в январе 2015-го года обновленная версия правил была внесена в качестве официального документа ООН.
  • Предприняты шаги по подписанию соглашения в области международной ИБ между Россией и Китаем. Само соглашение в прошлом ноябре подписано не было и его подписание перенесли на первую половину 2015-го года.
  • 11 июля 2014 года подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (вступило в силу 2 января 2015 года).
  • В 2014-м году предприняты шаги по гармонизации законодательства по информационной безопасности в странах ОДКБ. Также в 2014-м году был подписан документ о создании центра противодействия кибербугрозам в рамках ОДКБ. Аналогичный центр в рамках СНГ, о создании которого говорят уже больше пяти лет, пока так и не заработал. А вообще работы по ИБ в рамках ОДКБ начаты были еще раньше. Кстати, в 2014-м году для парламентской ассамблеи ОДКБ был разработан и опубликован интересный словарь-справочник по ИБ.
  • 25 декабря 2013-го года подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.
  • В ноябре 2013-го года, в развитие Концепции было подписано соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности.
  • Подписание в 2013-м году соглашения о мерах доверия в киберпространстве с США.
  • Подписание в 2012-м году соглашения о сотрудничестве государств - участников содружества независимых государств в области обеспечения информационной безопасности, а также ряд иных инициатив.
  • Разработка проекта "Правил поведения в области обеспечения МИБ", распространенного от имени государств-членов ШОС в ходе 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2011 г.
  • Подписание Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной и коммуникационной безопасности.
  • Подписание 16 июня 2009-го года соглашения (вступило в силу в 2011-м году) между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (текст).
  • Подписание в 2008-м году Концепции сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности.
Такая активность по части СНГ, ШОС и ОДКБ, а также заявляемый российскими властями курс на усиление сотрудничества и с другими блоками заставляет нас сделать простой вывод - Россия будет усиливать свою активность в части МИБ и в рамках БРИКС. Заключенное соглашение с Бразилией, начало работ с Китаем, заявление руководителей Совета Безопасности о том, что БРИКС - это один из приоритетов внешней политики России, а также заявления сделанные по результатов саммитов БРИКС на о.Хайнань в 2011-м году и в Дурбане (ЮАР) в 2013-м году, все  это свидетельствует о том, что упомянутая выше конвенция, о которой должны заявить в Уфе, будет принята и Россия будет активно содействовать реализации ее принципов. Если уж не получилось в рамках всей ООН, то в рамках хотя бы 5-ти государств должно получиться. Конечно, если Китай не будет вставлять палки в колеса...



ЗЫ. Что-то длинный пост получился из обычного заявления, сделанного на RIGF :-) Поэтому рассказ о двух остальных событиях я продолжу завтра.