22.07.2010

Президент Медведев внес в Госдуму новый законопроект "О безопасности"

Президент Медведев внес в Госдуму законопроект №408210 "О безопасности", который является существенно переработанной и отвечающей современным задачам России версией ФЗ-2446-1 от 1992 года. Ничего революционного я в законопроекте не заметил. Если только не считать смену принципов обеспечения безопасности. Если раньше на первом месте стояли:
  • законность,
  • соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства,
  • интеграция с международными системами безопасности
то в новой редакции приоритеты сменились:
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина
  • законность
  • системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности
  • приоритет предупредительных мер при обеспечении безопасности
  • взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Можно заметить, что на первое место вышли интересы гражданина. И они, как и написано в Конституции, стоят превыше всего. Мы возвращаемся к идее, предложенной рабочей группой академика Рыжова, которая и стояла у истоков создания первой версии закона "О безопасности". Но тогдашний руководитель КГБ Крючков и иже с ними идею верховенства интересов личности забраковала и поставила во главу угла интересы государства. Медведев все возвращает на круги своя.

Добавилась часть, связанная с международным сотрудничеством (что логично, учитывая деятельность Медведева в последнее время). Были систематизированы полномочия органов исполнительной власти, госвласти и органов местного самоуправления. Основным направляющим органом в области безопасности (включая ИБ) по-прежнему является Совет Безопасности.

Посмотрим, что выйдет из этой инициативы. По сути Президент вторгается в область, в которой исторически верховодили силовики во главе  с премьером. И это примета нашего времени. В презентации по тенденциям законодательства в области ИБ я уже отмечал этот факт. Но сейчас понимаю, что глубинные течения гораздо сильнее, чем кажется на первый взгляд. И кто выйдет победителем из этой схватки пока непонятно...

4 коммент.:

Алексей Волков комментирует...

Не так часто, Алексей, даже довольно редко в Вашем блоге замечаешь слегка подчеркнутую политическую подоплеку, но вот это

> Но сейчас понимаю, что глубинные течения гораздо сильнее, чем кажется на первый взгляд. И кто выйдет победителем из этой схватки пока непонятно...

именно она. Подавляющее большинство граждан РФ вряд ли смогут спрогнозировать итоги "этой схватки", однако ее неизбежность уже становится очевидной. Нам остается только наблюдать :)

Алексей Лукацкий комментирует...

К сожалению, сейчас на рынок ИБ очень сильно эта подоплека влияет ;-( А т.к. приходится оценивать и давать прогнозы, то без учета политики уже не обойтись ;-(

Алексей Волков комментирует...

Согласен с Вами абсолютно. Могу добавить только, что к сожалению, подавляющая масса "государственных служащих" не понимает, что главная составляющая государства - это его граждане - мы с вами и, соответственно, не понимает, кому конкретно служат государствнные служащие. Если бы здесь не было непонимания - то не было бы никакой разницы, на каком месте стоят интересы государства и интересы граждан, более того - эти интересы попросту бы не разделялись. А так... Увы и ах.

ЕвгенийКР комментирует...

Существенно положение прав и свобод человека и гражданина в РФ не поменяется в этом ФЗ. На бумаге хорошо, а в вопросе исполнения у нас туговато. Достаточна наша Конституция РФ, которая постоянно нарушается и не берется во внимание. Сам лично сталкивался с ситуацией на судебном заседании, когда судья не учитывает требования Конституции РФ, принимает заведомо незаконное решение по Постановлениям Правительства с наименьшей юрид. силом, когда в случае противоречий берется во внимание документ с больш. юрид. силой... так что 4 предложения ничего глобального у нас не изменит