19.4.10

Рейтинг Интернет-банков

Довелось мне по приглашению портала banki.ru участвовать в проекте оценки различных систем интернет-банкинга. Суть проекта проста - по набору критериев оценить 22 Интернет-банка, включая и по направлению безопасности осуществления операций. Я оценивал эти банки и как рядовой их пользователь, и как эксперт по ИБ. В итоге получилось то, что получилось. Первое место занял Банк24.ру. Это и понятно. Для этого банка Интернет - основной и единственный канал доставки банковских продуктов до клиентов. Поэтому и продуман он более тщательно.

Из распространенных для многих проблем ИБ могу назвать следующие:
  • отсутствие четких и понятных неИТ-пользователю рекомендаций в области ИБ
  • отсутствие нормального описания системы защиты (а ведь многие просто боятся работать с ДБО именно по причине мнения о его незащищенности)
  • отсутствие виртуальной клавиатуры
  • привязка к cookies (у меня они отключены по умолчанию и когда я не мог сходу зайти ни в один из банков, никаких советов и предупреждений о том, что неплохо бы включить cookies не последовало)
  • необходимость загрузки мегабайтной документации в формате PDF, чтобы получить описание тех или иных функций ИБ
  • отсутствие обратной связи с банком - предлагается только телефон, а e-mail или IM практически никогда
  • отсутствие системы регистрации событий в ДБО (как минимум входов в систему)
  •  хранение ключей ЭЦП на внешних носителях, что ограничивает применение системы в Интернет-кафе или на смартфонах/iPhone. Иногда работа с ЭЦП и ключами излишне наворочена для рядовых пользователей.

ЗЫ. В мае пройдет пресс-конференция по данному проекту.

7 коммент.:

infowatch комментирует...

Дизайн оценивали, а совместимость с различными ОС и браузерами - нет.

Алексей Лукацкий комментирует...

Я не оценивал. Ибо не ставилось такой задачи. Хотя пару банков просмотреть не смог... возможно по причине использование не IE.

Анонимный комментирует...

Странный рейтинг. Мне лично сити самый удобный, и все там есть - а он на последнем месте почему то. Вот как он мог Сберу проиграть??? И наоборот, системы с абсолютно недружественным интерфейсом в 1ю десятку попали.

Алексей Лукацкий комментирует...

Ну критерии удобства у всех разные. Мне Сити не понравился тем, что у него интерфейс англоязычный. А это сильно ограничивает его аудиторию. Я по тем же причинам Райфу низкую оценку поставил, т.к. функционал там богатый, но мне с моим знанием языка не хватило понимания его возможностей. С базовыми вещами я разобрался, но вот работа с всякими фондами и т.п. вызывает огромное число вопросом, т.к. англоязычная финансовая терминология - это не то, что учат в техническом институте.

Анонимный комментирует...

Ты что-то путаешь, интерфейс у него русский. И английский тоже есть.

Алексей Лукацкий комментирует...

Не, не путаю. Мне дали реквизиты доступа и сказали: пробуй. Я попробовал. Ссылки на русский интерфейс не нашел ;-( Поэтому оценка по критерию удобство и понятность были самые низкие из возможных. Поэтому итоговая оценка тоже невысока.

ЗЫ. На возможное замечание, что это моя вина, что я не нашел, то что было, замечу, что удобство и определяется тем, что искать ничего не надо ;-) Сайт MS вообще автоматом определяет из какой страны человек пришел и нужный язык показывает ;-)

Анонимный комментирует...

Да в принципе и ситевский банк также делает, я им уже несколько лет пользуюсь, с разных платформ/ОС. Ну да бог с ним с этим странным рейтингом :)