17.8.09

Имеет ли право производитель ИБ устанавливать цены на свои продукты?

Казалось бы парадоксальный вопрос, но отечественная ФАС именно его и задала, возбудив дело против Лаборатории Касперского (а в будущем, может быть, и против Dr.Web). Суть дела проста - компания, не являющаяся партнером ЛК, выиграла в тендере на поставку антивируса Касперского, но не смогла ее осуществить, т.к. ЛК отказалась предоставлять свой продукт не-партнеру. ФАС решила, что отказ ЛК является нарушением конкуренции и ЛК обязана продавать свои продукты любой компании, причем не имеет права устанавливать единую рекомендованную розничную цену.

Я давал CNews комментарий по этому поводу, но они почему-то отказались его публиковать. Так что публикую здесь (не пропадать же тексту ;-)

У многих производителей программного обеспечения существует классическая схема поставки своих продуктов потребителям: производитель - дистрибутор - партнер - потребитель". Основная задача дистрибутора - формирование партнерской сети, через которую и осуществляются все продажи. Сами дистрибуторы не должны продавать товар напрямую клиенту - это ставит остальных партнеров в невыгодное положение. При этом цена, выставляемая производителем, как правило, едина для партнеров одного уровня иерархии. В противном случае возникает недобросовестная конкуренция, т.к. производитель выделяет одного из равных партнеров больше чем других, изначально ставя последних в невыгодные условия.

Дальше больше. Цена, по которой партнеры могут поставлять продукт потребителю тоже должна быть единой для всех партнеров. Это будет залогом того, что партнеры не начнут демпинговые войны в ущерб всем участникам рынка (и себе в том числе). И этот же подход позволяет уйти от порочной практики дифференциации партнеров только по ценам. Как и рекомендуют делать все гуру маркетинга и управления бизнесом. Единая цена заставляет партнеров выделяться в совершенно иных областях, сопутствующих продаже продукта, - сервисе, консалтинге, обучении и т.п. Если же ФАС вынесет решение не в пользу "единой цены", то потенциальные проблемы ждут любого производителя, который практикует такое понятие, как "рекомендованная цена". Потому что это понятие и означает единую цену для всех поставщиков этого производителя.

ЗЫ. Недавно ФАС аналогичное дело против Danon возбудило. Суть таже - магазины не имеют права продавать йогурты Danon по единой цене. ФАС считает, что это сговор.

4 коммент.:

malotavr комментирует...

Устанавливать цены - имеет, а вот регулировать действия дистрибьютеров - не всегда.

"Как и рекомендуют делать все гуру маркетинга и управления бизнесом. Единая цена заставляет партнеров выделяться в совершенно иных областях, сопутствующих продаже продукта, - сервисе, консалтинге, обучении и т.п. Если же ФАС вынесет решение не в пользу "единой цены", то потенциальные проблемы ждут любого производителя, который практикует такое понятие, как "рекомендованная цена"."

Правильно. Гурам маркетинга стоит внимательнее относиться к российскому законодательству, в частности - к ФЗ "О защите конкуренции".

Подобная схема в общем случае относится к недобросовестной конкуренции и разрешена только в четырех случаях:
- если доля продаж данного продуката не превышает 20%
- если эта схема направлена на совершенствование продукта
- если эта схема направлена на увеличение доли российского товара на мировом рынке
- если эта схема приводит к получению покупателем выгоды, соразмерной с выгоде, полученной согласованно действующими хозяйствующими субъектами.

Вполне возможно, что ЛК не попадает ни в одну из этих категорий.

Алексей Лукацкий комментирует...

Спорно, спорно ;-)

Анонимный комментирует...

ФАС признаться уже достал заставлять покупать продукты основываясь только на цене этого продукта
Страшно подумать что будет если все закупки только по цене и будут произволится
тогда даже ЖЭК не сможет купить качественных веников
Это были эмоции
А если по делу. Каспер прав - есть ПО при распространении которого надо соблюдать правила производителя. Партнеры соблюдают требования или должны соблюдать требования.
Далее надо вспонить про регулирование ФСТЭК, все таки СЗИ да еще и сертифицированное, опять же некий набор требований к продавцу
Далее, сам покупатель вправе выставлять требования к поставщику, одно из которых наличе право производителя на продажу этого ПО, уже регулируется ГК

Алексей Лукацкий комментирует...

Дело завершилось ;-) http://safe.cnews.ru/news/top/index.shtml?2009/08/18/358201