07.08.2007

Безопасность... и асфальт

Вот спросили тут меня на днях, почему, мол, надо покупать дорогие решения по безопасности, когда есть дешевые или вообще бесплатные. Вопрос не праздный. Универсального ответа нет - все, конечно, зависит от конкретной ситуации, конкретного вендора... Но могу привести аналогию из мира, близкого любому автовладельцу. Да и вообще любому человеку, который ездит на городском транспорте или иных транспортных средствах по нашим дорогам.

Итак, сейчас лето. Пора завершающего этапа подготовки к зимнему сезону. В том числе ремонтируют и дороги, точнее латают их. И такое повторяется каждый год. Сначала старый (хотя ему всего год) асфальт снимают, потом на его место кладут новый асфальт. Итого 2 операции, за каждую из которых берут, допустим Х рублей. Итого 2Х рублей в год. Плюс стоимость асфальта Y.

Почему нельзя поступить как на Западе, где асфальт не меняется годами? Почему у нас в дорожном покрытии колеи, вмятины и ямы появляются уже через пару месяцев после его укладки? Допустим у нас есть современный стойкий асфальт, который не надо менять каждый год. Разумеется, стоит он дороже. Допустим в 3 раза, чем упомянутый выше асфальт, т.е. 3Y. Хотя на самом деле стоит он не в 3, а в 1,5-2 раза больше. Казалось бы разницы никакой. 3 года тратить по Y или потратить 3Y один раз, но за три года. Но это так кажется. Ведь мы не учитываем сопутствующие затраты - снятие и укладку асфальта. Во втором случае эта стоимость за 3 года составит 2X за три года, а в первом - 6X за тот же период. А учитывая, что стоимость услуг у нас обычно превышает стоимость обслуживаемого продукта, то получается, что изначально дорогой асфальт оказывается выгоднее, чем дешевый (вопросы откатов я в рассчет не беру).

Аналогичные рассуждения можно применить и к системам защиты.